Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Традиционный весенний праздник

1 мая - это не только День международной солидарности трудящихся, это традиционный весенний праздник, который в древности отмечали многие (если не все) европейские народы.

Вот что пишет уважаемый волхв Иггельд:"С 30 апреля на 1 мая - это традиционная женская, а также поминальная обрядность - Деды.
http://olymp.flyfolder.ru/topic482.html

Научно-исследовательское общество "Северный ветер" несколько лет подряд проводит реконструированные обрядовые действия на этот счёт. 2010 - http://northernwind.ru/forum/index.php?showtopic=760

Как пишет Станислав Ермаков: "В общем-то этот день (радоница, Красная Горка) - окончательное становление (приход) Весны. В Западной Европе ещё и начало тёплой (светлой) половины года. То же, в совсем отдалённые времена, и у нас, надо полагать, было. Пограничные дни отличаются тем, что преграды между мирами истончаются. Вследствие того становится возможным приход душ предков из иного мира (где бы он ни находился). Поскольку души приходят или должны приходить настроенными благожелательно и остаться здесь на какое-то время (есть разночтения до осени или до летнего солнцеворота), совершается их поминовение, почитание и т.п.
Мир северного полушария поворачивает на лето. В зависимости от местных погодных особенностей и (или) обычаев и года начинается летняя, женская часть годового круга...

Радуницу справляют на горе. Сюда, как на общее кладбище, сходятся поминать усопших, гулять с родными и знакомыми и пировать за упокой родителей, чем бог послал». Итак, это могильники, горы-насыпи. С современной геомантической точки зрения направление праздника восток-юго-восток, невысокая горка в присутствии поблизости холмов большего размера. Допускаю, что обращаться следует и к северу для изгнания остатков холода ...

Считалось, что в праздники хорошо только умирать сразу в рай попадёшь, минуя мытарства, т.к. ворота (см. выше) открыты.
Допускаю, что на это время может приходиться часть испытательных действ и подготовка к переходным обрядам. Отсюда приемлемы личные советы (консультации у психолога), отчасти гадания. Гадания уместны ещё и потому, что праздник является зеркалом осенних праздников, как зеркальны (здесь сильно похожи) Купала и Коляда. Некими гадательными свойствами (на урожай, на удачу) обладают и игры с яйцами (скатыванье, кто кого и проч.). Допустимы обращения за советом по поводу бракосочетания и т.п."

По Адамовичу, этнографические наблюдения белорусов начала 20 века:

"На Радоницу навещали кладбища всей семьёй. На подправленную или наиболее удобную могилу родственников хозяйка стелила скатерть или платок и раскладывала принесённую еду. Выставляли кутью с зажжённой свечой и пасхальные блюда, специально припрятанные для этого дня: мёд, творог, блины, колбасу, мясо, пироги. Количество блюд должно быть нечётным и все блюда не должны быть жидкими.
Прежде чем начать трапезу, на могилу для души умершего откладывали понемногу от каждого блюда, обязательно отливали медовую сыту и водка. В разговорах при трапезе придерживались воспоминаний об умерших.
Семья рассаживалась округ могильного «стола», причём мужчины оставались с непокрытой головой. Прежде чем начать есть, приглашали души предков на торжество, обращаясь к ним со следующими словами: «Святые родители, приходите к нам хлеб и соль кушать, старые и малые» или «Милые родители! Идите к нам есть, что Бог дал!».
Поминать приглашали родичей и знакомых, проходивших мимо, но те только благодарили за оказанную честь и шли к своим могилам.
Независимо от церковного поминания, сделанного священником на могиле, Дедов поминали и старики, которые приходят на кладбище в этот день. Все остатки еды раздавали бедным, часть оставляли на могилах.
Поев, семья прощалась с умершими. Голосили, желали мёртвым здоровья. Остатки поминальных блюд домой не несли, а оставляли на кладбище: «Пусть и птицы помянут наших дедов». Яйца и яичную скорлупу закапывали в могильный холм.
Возвращаясь домой, старались не оглядываться назад: иначе, говорят, покойнику будет тяжко и земля придавит его.
К вечеру люди на кладбище собирались группками. Разговоры становились более оживлёнными, вспоминали разные чудеса, страхи и мало помалу печаль и голошения переходили в утеху от весны, от жизни. Среди могил разговаривали про праздники, про свадьбы начинались смех и пение&

Вернувшись с кладбища, люди помоложе шли в корчму или чей-нибудь дом, где под дудку или гармоник празднование заканчивалось гуляньем. Молодежь танцевала, люди постарше сидели тут же, посматривали за молодежью, разговаривали, пели песни. Вечеринка могла затянуться до утра.
Если в доме умер хозяин, то тот, кто занимал его место, должен отбыть семь Радуниц, после чего молодого хозяина начинали считать хозяином полноправным.
С днём проведения Радуницы были связаны различные народные наблюдения и поверья. Считалось, что тот, кто первый придёт на Радуницу на кладбище, услышит от своих покойников тайный совет: как добыть спрятанные сокровища. Если Радуница совпадала с новолунием ждали хорошего урожая, если же месяц был в последней четверти предсказывали неурожай. На Радуницу крестьяне ничего не сажали, не сеяли."

http://northernwind.ru/forum/index.php?showtopic=760

"1-2 мая в подмосковных Подосинках состоялось празднование Весенних Дедов-Радоницы, организованное МНИО "Северный ветер". В празднике приняли участие 20 человек, из них 6 членов МНИО и 14 гостей.
В соответствии с программой мероприятия были проведены женские поминальные обряды над водой, а также прозвучали традиционные весенние заклички. Обряд завершился возжиганием огня и приготовлением яичницы на женское счастье.
Мужчинами был подготовлен поминальный костёр с традиционным Майским Древом, установленном вверх корнями. Древо было украшено, согласно обычаю, лентами и кусочками ткани.
Поминальная трапеза началась на закате солнца. На стол были поданы хлеб, мёд, мясные блюда, каша, крепкие напитки. Иггельд предварил обряд небольшой ёмкой лекцией, посвящённой его происхождению и семантике. Пригласив дедов на совместную трапезу, участники обряда собрали требу, которая была установлена в центре поминального костра. Мгновенно занявшийся огонь поднял к небу снопы искр и дымное облако. Треба была принята полностью.
У вечернего костра была проведена игра-викторина, заставившая гостей вспомнить героев и сюжеты традиционных сказок и мифов.
В рамках праздника прошли также мастер-классы по изготовлению традиционной вепской куклы-кормилки и основам Городецкой росписи.

P.S. Погоду мы наворожили обалденную: два дня сияло солнце, а дождь пролился ночью на тенты палаток да ливнем омыл поляну после нашего отъезда.
Ох, как дивно горели обрядовые костры! На женском обряде пришлось очерчивать границы: огонь рвался полыхнуть на всю поляну. Зато яичницы вышли вкуснейшие! А поминальный костёр горел в ночи долго и ровно, устремляясь вверх, как факел."

 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка