Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Мелодия для шарманки на 31 ММКФ

Фильм заявлен как фильм-сказка. Но сказка Киры Муратовой - это не развлечение, а горькое повествование, разбивающая стереотипы о том, что во всех сказках побеждает добро.

Двое маленьких детей, оставшихся сиротами, отправляются в трагическое путешествие в большой город на поиски своих отцов. На пути им встретится много дядей и тетей, которые будут их обижать, унижать, обманывать и делать все, чтобы у зрителей защемило сердце, полились слезы, проснулась совесть.

Фильм заявлен как фильм-сказка. Но сказка Киры Муратовой - это не развлечение, а горькое повествование, разбивающая стереотипы о том, что во всех сказках побеждает добро. «И жили они долго и счастливо» - это не про бедных сироток, а скорее про жестокий мир, который их выталкивает из себя за ненадобностью. Кира Муратова не придумывает историю, а рисует ее, как настоящий художник, красками, которые расплескала сама жизнь жесткая, неприкрыто честная. Сказочка соткана из сверкающе грязной действительности, зловонная реальность прикрыта фальшивой мишурой, которую люди предпочитают не замечать, дабы не запачкаться. 
Для развлечений и романтических походов в кинотеатр фильм не годится. Он тяжелый, прямой, обличающее язвительный, гротескный& Кира Муратова - это Кира Кира Муратова. Кто любит этого режиссера с большой буквы, будет смотреть каждую ее картину. Очень уважаю эту самоотверженную талантливую женщину-режиссера, хотя последние картины начинают отдавать полной безысходностью. В последние годы режиссер снимает довольно специфическое кино, на которые, признаюсь, всегда с удовольствием хожу в кинотеатр их не стоит смотреть дома. При просмотре «Мелодии для шарманки» испытываешь некоторое мазохистское удовольствие. Кому добровольно захочется провести несколько часов свободного времени после рабочего дня, наблюдая за злоключениями маленьких беззащитных детей, которых Кира Муратова беспощадно отпускает в плавание по жестокому бескомпромиссному миру, плавание, которое без вариантов приведет малюток к неминуемой смерти? Режиссер не дает своим маленьким героям ни единого шанса на счастливый хеппи-энд. Своей картиной Кира Муратова выносит приговор не своим героям, а всему обществу, каждому человеку, зрителю, праздно смотрящему ее картину. Да, наше общество больно, мы все больны. «А ты что-то сделал, что бы спасти хоть одного бездомного несчастного брошенного ребенка? Совсем ничего? Тебе просто жалко их и все? А так и пальцем не пошевелил?» «Ну и смотри теперь это кино, может, что-нибудь в душе колыхнется, и ты еще сделаешь что-то полезное» - немым укором витает в зале.
Отдельный респект детям великолепная игра, заставляющая волноваться за их детскую психику. Просто смотреть на экран оказывается слишком болезненно, а сниматься наверняка просто невероятно вредно для здоровья. Впрочем, съемочная группа заверила, что с детьми все хорошо. На самом деле, несмотря на всю резкость и откровенность, которая многим зрителям покажется излишней, Кира Муратова многие моменты сгладила. Действительность гораздо жестче. Почему-то вспомнились строки Маяковского «Вы себе представляете парижских женщин с шеей разжемчуженной, разбрельянтенной рукой, бросьте представлять, жизнь жестче, у моей парижанки вид другой». Участники съемочной группы рассказали, что реальных беспризорников, как они ни пытались, в съемках картины задействовать не удалось. В четыре-пять лет они уже хронически больные маленькие люди. К семи почти все становятся инвалидами, и в кино они уже физически сниматься не могут. У многих недержание мочи, неизлечимые болезни, они курят, употребляют наркотики. Они живут рядом с нами, мы видим их каждый день, но только не замечаем или отмахиваемся, как и большинство взрослых героев фильма. Оказывается, для того что бы их заметить, многие должны пойти в кино, купить билет и устроиться удобнее на теплом местечке. А как нам в глаза смотреть этим детям, не на экране, на улице?
Может, кому-то смотреть такие фильмы не комфортно, но такое кино просто необходимо для нашего общества. Оно может разбудить тех, кто закрывается за дверьми своих теплых мирков и отгораживается от всего вокруг. Мы не знаем, что будет завтра. Никто из нас не знает.
Елена Вечеринина
 

V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка