Искать!
41 ММКФ
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Синдром Орфея - страстный спектакль Чеховского фестиваля

Разухабистый спектакль, в котором намешено все, что только можно намешать - коктейль бурных душераздирающих страстей

В спектакле немаловажная роль отведена смерти - она является одной из героиней  и полноправно парит по сцене. В этом спектакле сталкиваются и бушуют не только жанры, но и сюжеты. Ну где вы еще увидите, чтобы Маяковский пил вино в обнимку с Орфеем, который несколько минут назад читал его стихи, выдавая за свои. А тем временем беременная Эвридика по-хозяйски пилила своего мужа Орфея откровенной бытовухой, при этом элегантно пританцовывая на пуантах. Возлюбленная Маяковского являлась то в облике земной замужней женщины, то Смерти, то той самой Эвридики, правда уже не беременной. Милый водитель-ангел с тяжелым чемоданом с крыльями на плечах оберегал поэта от рокового шага и провожал в саму преисподнюю. Что любит истинный поэт больше - свою избранницу или рифмы, а может быть Смерть? Он готов изменить одной с другой ради третьего - своего таланта. При этом на сцене все поют и танцуют, говорят стихами, то и дело перебивая друг друга, то по-русски, то по-французски. Вино течет рекою, огонь сжигает все страсти. Зеркала рождают рифмы. Женщин любят, или они всего лишь предлог? Что клубится в душе поэта до момента рождения шедевра? Что ему нужно? Кто его понимает? Черные платья, веера из перьев, белые маски, нервный смех, зашкал эмоций, какофония звуков, запахов и чувств.

И все же, несмотря на множество актеров, которые искренне переживают любовь, страсть и муки творчества на сцене, самым главным и сильным впечатлением остаются Слова. Слова из далекого прошлого, слова, вколоченные в рифмы, слова, пережившие миллионы любовных историй, слова, когда-то написанные великим поэтом и мужчиной, раненным в самое сердце:

«В карты бы играть!
В вино выполоскать горло сердцу изоханному.
Не надо тебя! Не хочу!
Все равно я знаю, я скоро сдохну.»

Маяковский «Флейта позвоночник»

Так и звучит великий поэт отрывками да урывками, так и проникает в самые души. И как тут ни играй, а его уже давным-давно ушедшего не переиграешь. Он только раз из раза оживает через свои слова. И сердце трепещет, а в голове роятся слова и рифмы.

"И можно посидеть немного рядом.
В балагане, в пьяном угаре, с сигаретой, на тротуаре.
Где снуют тут и там прохожие.
Чужие мужчины и женщина, на нас от чего то похожие"

У спектакля очень верное название, и ключевое слово в нем именно «синдром». Создается ощущение, что тебе все это снится после бурной костюмированной вечеринки, или ты ненароком попал в больницу с определенным уклоном на костюмированный утренник. И вот тебя затягивает в этот водоворот, и ты уже и рад бы, но не можешь проснуться. А не это ли происходит с теми, кто прыгнул в омут всепоглощающей, разрушающей страсти, у которой есть только один выход - смерть, как обратная сторона любви. Гибель или самой страсти или ее героев, задыхающихся от счастья, ревности, боли, наслаждения и всего-всего через край.

Итак, режиссера с актерами можно поздравить - эффект достигнут. Ты вроде и с кресла не вставал, и жив остался, но прокатился на опаснейшем аттракционе безумных страстей. Вот и оживет, да вспомнится, что попадать в этот бурный коктейль чувств не просто остро, а смертельно. Но порой так хочется нырнуть! 

Елена Вечеринина

 


Зурабу Церетели исполнилось 85 лет
«Николай II. Семья и престол»
«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской