Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Любовь-всё, что тебе нужно. Обзор фильмов российского кинопроката мартовского репертуара.

К празднику 8 марта приурочен выход датской ленты «Любовь-всё, что тебе нужно». И это не случайно, ибо творческий союз режиссера Сюзанны Бир и сценариста Андерса Томаса Йенсена не мог быть на этот раз столь успешным, если бы в главной роли не снялась Трине Дирхольм.

Лучшим фильмом мартовского кинопроката по-прежнему остается американская картина «Мастер» режиссера Пола Томаса Андерсона («Нефть»). Эта  многофигурная  лента, снятая в редком формате 70мм и получившая две награды на престижном МКФ в Венеции,  оказалась слишком самобытной работой для членов  американской киноакадемии. Поэтому она, увы, осталась без наград на недавней церемонии «Оскара». Особенно обидно за Хоакина Феникса (номинанта на лучшую мужскую роль), блестяще сыгравшего моряка со странностями  Фредди Куэлла, демобилизованного из армии в 1945 году и не нашедшего себя ни в работе фотографом в универмаге, ни в сезонных работах на южных полях. Его умение приготовлять из разных ингредиентов упоительный самогон привело к тому, что его подельники  обвинили бесшабашного парня  в отравлении товарища. А позорное бегство от них  привело на корабль, на котором рыжий гуру Додд  Ланкастер (Филипп Сеймур Хоффман,  номинант на «Оскар» за эту роль) справлял свадьбу собственной дочери. Он неожиданно с симпатией отнесся к новичку и сразу включил Фредди в ближний круг адептов своего оригинального учения, быстро набирающего вес в консервативном американском обществе. 
Многие критики в  упитанном и вальяжном  Додде увидели сатирический портрет успешного основателя  сайентологии (среди её адептов Том Круз и Джон Траволта, бывший премьер-министр России Сергея Кириенко) Рона Хаббарда. Между тем  интерес режиссера Андерсона в фильме скорее прикован к взаимоотношениям  свободолюбивого искателя веры Фредди со своим учителем и мастером, чем к показу особенностей этого специфического эзотерического учения. Для него Додд скорее умелый демагог, чем прожженный шарлатан. Среди его верной паствы лишь жена Пегги (убедительная работа Эми Адамс,  номинированная также на «Оскар») предстает как умелый организатор и манипулятор. Мистическая связь межу мастером и учеником поддерживается не только алкогольными коктейлями, изготовленными по рецепту Фредди,  но и сновидческими прозрениями, на которые  так падок свободолюбивый морячок-идеалист, так и не сумевший вписаться в прагматический мирок послевоенной Америки с её постоянной охотой на ведьм (коммунизма). В погоне за «американской  мечтой» Фредди бескомпромиссен, как и его славный предшественник из  великого романа Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Он также не терпит обмана и готов идти за свои убеждения даже в тюрьму (вместе с гуру), но эпоха стабильности 50-х годов выталкивает таких «диких животных» на обочину жизни. Его любимая девушка из глубинки Дорис выходит замуж, а ему остаётся лишь возможность понукать в постели  пухлой девицей, подобранной по случаю в  занюханном пабе. По иронии судьбы, лишь с ней он ощущает себя Мастером. Но перед этим финальным эпизодом ему придется навсегда расстаться с Доддом, ставшим для него (по Фрейду) суррогатным отцом-хозяином. Когда-то один философ остроумно назвал Россию подсознанием Запада. Так и для  Додда встречи с Фредди (импульсивным и неуправляемым субъектом) заменяют общение с собственным подсознанием. Но такие встречи не менее опасны, чем взаимодействие с юнгианской тенью. А  учение Додда   далеко от классического психоанализа Юнга и занято поисками Первопричин настоящего. В трансе адепты учения вспоминают своё прошлое, которое для многих было травмирующим. Но ведь богиня истины Алетейя любит далеко не каждого. 

Продолжается прокат датского фильма «Охота», получившего на МКФ в Каннах Приз экуменического жюри и Премию за лучшую мужскую роль (Мадс Миккельсен). Эта социально-психологическая драма поставлена Томасом Винтербергом («Торжество») с применением скромных выразительных средств, но сценарий настолько чётко прописан, а режиссура столь филигранна, что фильм сразу после выхода стал классикой датского кино. Картина о наказании без преступления имела такой резонанс, что зрители потребовали её продолжения. Сорокалетний  Лукас (Миккельсен) после развода и потери основной работы служил воспитателем в детском садике. Однако, по  навету (?) пятилетней  Клары, дочери соседа,  его начинают обвинять в педофилии, а вскоре в городке, где он проживает,  начинается настоящая групповая истерия. Лукаса увольняют с работы,  убивают его пса, коллективно избивают в супермаркете. Он становится настоящим изгоем, даже его сын начинает стесняться появляться в обществе отца. Режиссер умело нагнетает сэспенс, оставляя зрителя терзаться догадками до самой последней сцены:  весенней охоты, на которой прозвучит выстрел, нацеленный в Лукаса. Интересно, что даже ушлые кинокритики  выдвигают три различные версии происшедшего в финале. Среди подозреваемых в покушении на Лукаса находятся: отец и старший брат девочки и даже сын Лукаса.  И лишь в «Охоте2» будут окончательно расставлены все точки над i.
К празднику 8 марта приурочен выход другой датской ленты «Любовь-всё, что тебе нужно». И это не случайно, ибо  творческий союз режиссера Сюзанны Бир и сценариста Андерса Томаса Йенсена не мог быть на этот раз столь успешным, если бы в главной роли не снялась Трине Дирхольм.  Эта  замечательная актриса, сыгравшая в оскароносном фильме Бир «Месть» (2010), стала воплощенной квинтэссенцией  женственности. Со времен великой актрисы Лив Ульман (одна из жен великого режиссера Ингмара Бергмана) в скандинавском кино не было столь одаренной актрисы. Исторический фильм с её участием «Королевский роман» недавно был номинирован на «Оскар», а её работа в театре была отмечена многими наградами. Её солнечная героиня Ида стоически борется с раковым заболеванием и болезненно переживает измену мужа, который посмел  заявиться на свадьбу дочери в Сорренто с молодой любовницей. Эта милая парикмахерша не поддается унынию, но при этом отнюдь не является легковесной особой. Наградой для неё становится непросто развивавшийся роман с бизнесменом Филиппом (легендарный Пирс Броснан), ставшим вдовцом после смерти жены и оказавшимся отцом жениха с гейскими наклонностями. В фильме чудесный кастинг, но особенно хороша популярная в Дании актриса Паприка Стеэн в роли самодовольной и вульгарной невестки Филиппа. Впрочем, и маститый актер Ким Бодниа, как всегда, убедителен в роли туповатого  мужа Иды.  В результате получилась качественная романтическая комедия в славных  традициях англичанина Ричарда Кертиса («Четыре свадьбы и одни похороны»).

Cамым большим разочарованием месяца стал выход последней работы знаменитого режиссера Бернардо Бертолуччи «Ты и я». Заурядный подросток Лоренцо в свои 14 лет превратился в  скучного  аутиста: он избегает и сверстников, и состоятельных родителей. Вместо того, чтобы наслаждаться отдыхом в горах, он запирается в подвале родительского дома  и наслаждается одиночеством, обвешанный всевозможными гаджетами. Но неожиданно его покой нарушает девушка-наркоманка (добротная работа Теа Фалько), приходящаяся ему сводной сестрой. Камерная лента не балует оригинальными диалогами и неожиданными поворотами сюжета. Стоило ли маэстро возвращаться в большое кино после 10 лет отсутствия ради такого пустячка?
 На этом блеклом фоне молодежная романтическая комедия «В первый раз» режиссера Джона Кэздана смотрится лучше, хотя и она не изобилует особыми сюжетными изысками.  Но в ней есть симпатичные молодые актёры (особенно Бритт Робертсон) и остроумные без хрестоматийного глянца диалоги. 
 Российский фильм- катастрофа «Метро» профессионально снят оператором Сергеем Астаховым   и ничуть не уступает технически американским аналогам 70-80- х годов, но он более  натуралистичен и безжалостен к зрителям в согласии с современной модой. Фильм умело играет на физиологических эмоциях зрителя, но прием погружения классического любовного треугольника (персонажи А. Белого, С.Ходченковой, С.Пускепалиса ) в стихию воды, которая залила подземные магистрали метро в абстрактном мегаполисе, полностью не срабатывает из-за  недоработок  сценария и слабой игры Ходченковой. Впрочем, фильм выгодно отличается от некогда популярной дилогии («Ночной дозор» и «Дневной дозор») Тимура Бекмамбетова социальной критикой и большим  реализмом воспроизведения поведения людей, попавших в страшную катастрофу. Его сборы уже составили рекордную сумму (для российского кино) в 2013 году - в 9 миллионов долларов, и это не может не радовать.
А вот обласканная на Западе чилийская лента «Нет», ставшая номинантом на «Оскар» в категории иностранный фильм,  показалась хаотичной и однообразной. Левацкую идеологию фильма всячески пытается живостью своей игры  реанимировать Гаэль Гарсиа Берналь, который убедительно  сыграл молодого Че Гевару в симпатичном фильме Уолтера Саллеса «Дневники мотоциклиста»(2004). Режиссер Пабло Ларрейн пытается сочетать видеосъёмки с документальными кадрами  в попытке воссоздать атмосферу референдума (о продлении своих президентских полномочий) диктатора Пиночета, проходившего в далёком 1988 году. Но его гимн сторонникам демократических перемен в Чили отягощен дуэлью двух пиарщиков, одним из которых является колеблющийся Рене Сааведра (Берналь). Когда-то художник Энди Уорхол заявил, что каждый обыватель имеет право на свои 15 минут славы. И когда правительство Аугусто Пиночета предлагает под давлением американцев  оппозиционерам 15 минут эфирного ночного времени, оно не подозревает, что умело проведенная левыми агитационная компания лишит их вроде бы очевидной победы. К  сожалению, этот политический фильм крайне затянут и незрелищен, а идеология экономических реформ Пиночета и вовсе не раскрыта.    
                                                                                                                                    Виталий Хабаров


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка