Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Веня, как могильщик соцреализма. Венедикту Ерофееву 75 лет

Чеховские герои сидят, пьют чай, ведут малозначительные разговоры, а за всем этим рушатся судьбы, и громыхают трагедии. У Ерофеева тихо и мирно пьют спиртные напитки, а между тем, за всем этим громыхают трагедии уже международного масштаба.

Венедикту Ерофееву 75 лет, казалось бы, от этой новости должен вздрогнуть весь мир. Ведь бессмертную поэму «Москва - Петушки» рано ушедшего из жизни Венечки  уже перевели почти на 100 известных языков. И на некоторое количество безвестных. Но нет, Союз писателей об этом не вспомнил. Да и не был Веня членом Союза Писателей никогда. Вечера памяти проходили где-то около и вокруг  ЦДЛ. Сначала в  Трубниковском переулке, в музее Серебряного века, потом перешагнули Садовое кольцо и аукнулись в другом музее, с трудно произносимой аббревиатурой   ГЦСИ. То есть Центре  Современного искусства, где заодно удалось выставить  эпические листы Кирилла Мамонова,  запечатлевшие построчно  и поглавно, в карандаше и сухой игле маршрут «Москва-Петушки». Чеховские герои сидят, пьют чай, ведут малозначительные разговоры, а за всем этим рушатся судьбы,  и громыхают трагедии. У Ерофеева тихо и мирно пьют спиртные напитки, а между тем, за всем этим  громыхают трагедии уже международного масштаба, и рушатся судьбы не только людей, но и богов.
Ерофеев  могильщик коммунистических богов. Богов марксизма-ленинизма. После «Петушков»  к «Лениниане», на которой держался социалистический реализм, относиться серьёзно было уже невозможно. В 70 -е годы прошлого века, когда поэма и увидела свет самиздата, принято было в интеллигентных кругах  разговаривать языком ее героев. И  особенным успехом пользовались фразы, пародирующие изречения Ленина, навязшие у всех в зубах: «Стервозность, как высшая и последняя стадия блядовитости». Работа Ленина называлась «Империализм, как высшая и последняя стадия капитализма», помню, потому что ее высмеял сам Ерофеев. Эту работу  Ленина уже все давно забыли, уже об империализме и речи нет, и пролетариат, могильщик капитализма куда-то исчез, превратившись в  офисный планктон, а Веня все живет. История пошла, почему то совсем не по тому пути, который был ей предначертан марксизмом-ленинизмом.
Из всех выступавших запомнились больше всего Борис Мессерер и Наташа Шмелькова, последняя любовь поэта, автор мемуарной книги, ставшей давно бестселлером и библиошоафической редкостью «Во чреве мачехи или Диктатура красного». Мессерер рассказал, как он впервые познакомился с поэмой «Москва-Петушки». Это было в Париже, в 70 годы, куда они приехали вместе с Беллой, и делегацией писателей на книжную ярмарку. Они обходили книжные развалы, где были выставлены все достижения мирового интеллекта и с грустью убеждались, что русских книг  совсем  нет. И в этот же день, ночью им в гостиницу кто-то принес самиздатскую рукопись «Петушков» и они читали взахлеб, не могли уснуть. И воспринималось это там как ответ всем этим сартрам и камю&
«Веня как ответ буржуазным мыслителям». 
На этом Мессерер не перестал нас удивлять, он поведал, как катал по Москве  Веню на «Чайке», словно члена Политбюро. Но этот воистину фантасмагорический рассказ я не в состоянии адекватно пересказать, просто запомните сам факт. Это был на самом деле. От Нового Арбата до Дома Кино Веню катали на «чайке», заплатили за это какую-то астрономическую сумму. Но историческая справедливость была восстановлена. Белые накрахмаленные шторки были задернуты. Веня ехал мимо своей любимой Красной площади, где никогда не был его герой, никем неузнанным. Как и полагалось по сюжету.
На этих скромных юбилейных торжествах были замечены внуки и внучки Венедикта. В количестве четырех. Неугомонный Слава Лен вызвал их на сцену под всеобщие   одобрительные аплодисменты и заставил читать стихи русских классиков. С чем они  отчасти и справились.
В качестве развлечения Слава Лен предложил игру в цитаты, кто больше назовет цитат из «Петушков», тому достанется «Слеза комсомолки».  Игра затянулась надолго, на два вечера. Есть мнение, что поэма разошлась  по России цитатами. И это «трансцендентальное» явление. Позволим себе в конце вспомнить несколько поучительных цитат из этого вечнозеленого произведения.
«Жизнь дается человеку один только раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах».
 «От третьего рейха, четвертого позвонка, пятой республики и семнадцатого съезда  можешь ли шагнуть, вместе со мной, в мир вожделенного всем иудеям пятого царства, седьмого неба и второго пришествия?..»
Да «Человек смертен»  таково мое мнение. Но уж если мы родились  ничего не поделаешь, надо немножко пожить&» И когда-нибудь сбудется мечта великого русского писателя Венедикта Ерофеева и люди  станут другими.  «О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив, и был бы так же ни в чём не уверен: ни в себе, ни в серьёзности своего места под небом  как хорошо бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости!»

                                                                                                                                                 Лев Алабин

Венедикт Васильевич Ерофеев (24 октября 1938, Нива-2, Мурманская область  11 мая 1990, Москва)
 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка