Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Книга о Самом Молодом Русском Гении

Андрей Журбин первый, кто написал диссертацию о творчестве Губанова. А спустя несколько лет, подготовил и фундаментальную монографию. Это редкий случай, когда научный труд имеет жизненно важное значение. Монография, сохраняя весь тяжеловесный научный аппарат, написана живым литературным языком

В издательстве «Волга» вышла в свет книга Андрея Журбина «Отраженья зеркальных осколков» (заметки о жизнетворчестве  Леонида Губанова). Это первая монография о легендарном поэте, Леониде Губанове (1946-1983), организаторе СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев).  Это в полной мере академическое исследование. Рецензенты - доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина - Савченко Т.Н. Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Астраханского государственного университета Громова Т. Ю.

«Я золотой подшипник сказки,
Я проданная плоть Аляски».
                                 Леонид Губанов


Андрей Журбин первый, кто написал диссертацию о творчестве Губанова.  А спустя несколько лет, подготовил и фундаментальную  монографию. Это редкий случай, когда научный труд имеет  жизненно важное значение. Монография, сохраняя весь тяжеловесный научный аппарат,  написана живым литературным языком, так что целиком, или отдельными главами, вполне могла бы появиться в любом толстом журнале.  Тем более, что литературные журналы не оставляют в покое Губанова и постоянно публикуют о нем небылицы. Например,  известнейший критик  Лев Аннинский в «Дружбе народов» опубликовал обширное исследование о Губанове, где сказано, что «Смогисты» не знали массовых репрессий,  Губанов был безбожником,  и его поэзия это уход от жизни. Как будто не смогисты в 1965 году шли с манифестацией, с развернутыми плакатами  к ЦДЛ, как будто не их разгоняли дружинники и зачинщиков развозили по КПЗ в «воронках». Как будто не «смогисты» строем шли в зоны и ссылки по «тунеядке». Причем, не по статье, а по Указу. Как будто не Губанов полжизни провел в Кащенко на «лечении» вялотекущей шизофрении. В книге приводится сведения из мемуаров Семичастного (председателя КГБ) где он пишет, что на  слежку за Губановым были брошены самые профессиональные силы,  использовалась новейшая аппаратура, которая поступила  в КГБ в единичных экземплярах. Так не следили ни за Сахаровым, ни за Солженицыным. Какой уж тут уход от жизни. И хотел бы поэт скрыться, да куда там, у его дверей  стоял  пост кагебешников до самой его смерти. Могу лично это засвидетельствовать, потому что  не раз сталкивался  с этим постом, когда навещал Губанова в 70-е годы.
В исследовании поэтики Губанова Журбин применил интертекстуальный метод. Это позволило убедительно показать вкорененность поэзии Губанова в русскую и мировую литературу.   Журбин  скрупулезно находит в поэзии Губанова соприсутствие,  скрытую цитацию, гипертекстуальность, организующие дискурсы с текстами Пушкина, Лермонтова, Хлебникова, Есенина, Маяковского. Этим персоналиям посвящены отдельные главы.
Губанов называется тут «Русским Рембо». Действительно в биографиях поэтов, и в их творчестве много параллелей.  Поэтический метод Губанова назван «Потоком бессознательного», в отличие  от общепринятого определения  «потока сознания», усвоенного для  многих западных писателей  20 века.  В таком ракурсе «темная и непонятная», «внелитературная» поэзия Губанова обретает тайные смыслы и пророческое звучание.
Поэзия Губанова уникальна, в ней  равно дышат и русская природа, и русская история, и русская литература. Сравним самых известных ныне  русских поэтов Мандельштама, Пастернака и  Бродского. Несмотря на  всемирную славу,  в их поэзии  нет ничего русского. Ни русской природы, ни русской истории. Русская история для них чужая история. Для Губанова русская история как бы часть его личной биографии. Лев Аннинский в своем исследовании  с сарказмом восклицает,  что мол  мог знать советский школьник об Иване Грозном, Борисе Годунове?  Но именно в 16 лет Леня пишет исторические поэмы  «Борис Годунов», «Иван Грозный» и другие. Да, это не входило в школьную программу. И почему  школьник вдруг так уверенно воспроизводит  эпоху великих русских царей, необъяснимо. Возможно, он просто гениальный поэт? Ведь возможны же русские поэты на самом деле?  Тогда в 60-е, 70- е русская история была под замком.  Историю государства Российского выдавали только в Ленинской библиотеке.
И Леонид Губанов был ответом ... Он выдал русскую историю из своего сердца. И он не только стал  певцом России, он, в конце  концов, стал и судьей России.  Сейчас доступны все книги по истории, однако  что-то русских поэтов не прибавилось.  Историческая лирика  вообще отсутствует.  Мы как бы ощущаем отсеченность от собственной истории, от собственных предков. И теряется самоидентификация в итоге, и непонятно кто мы есть и куда идем. Читайте же Губанова, это великий  национальный поэт, посланный нам в  часы мракобесия и смуты.
Ну, а книгу Журбина о Губанове, вы, возможно, и не прочитаете, потому что ее тираж 250 экземпляров,  и издана она в далекой Астрахани. Есть такой  русский город... 
                                                                                                                                       Лев Алабин


«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской
«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции».