Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Когда нарушен сердечный ритм

Гран-при 28 «Кинотавра» вручен фильму Бориса Хлебникова «Аритмия». Собственно, «нарушение сердечного ритма» можно диагностировать героям всех без исключения конкурсных фильмов.

 С разной степенью успеха они подтверждают или опровергают еще одно понятие, жестко подаренное человеческому сообществу Андреем Звягинцевым. Его фильм «Нелюбовь», получивший на Каннском фестивале приз жюри, был показан вне конкурса в Сочи. Хлебниковская «Аритмия», как бы там ни хотелось иным критикам упрекнуть ее в «чрезмерности доброты», уверенно встает на противоположном полюсе. И примиряет всех и поклонников «Рока» и «Мифов», и ценителей «Турецкого седла», «Блокбастера» и «Головы.Два уха». История о бригаде врачей скорой помощи, в условиях «реформы», вызвавшей бы аритмию у самого Гиппократа, несмотря ни на что ежедневно спасающих своих пациентов, несомненно, понравится зрителям. Потому что в ней все правда, неслучайно авторы сценария Борис Хлебников и Наталья Мещанинова целые документальные фильмы «из жизни врачей» просили снимать на подготовительном этапе. Особый акцент делали на посиделках эскулапов, кто хоть раз на них присутствовал, поймет, о чем речь. Все-таки именно в кругу коллег и друзей может расслабиться человек, для которого слово «смерть» не назывное понятие. «Аритмия» уже приглашена в конкурс Фестиваля в Карловых Варах.

Главный герой Олег (за эту роль Александр Яценко получил приз 28 «Кинотавра») именно тот врач «скорой», который прикипел намертво к неблагодарной работе и никогда не уйдет с нее, подобно другим, когда на горизонте появится начальник, для которого больные люди - просто цифры в отчетах. Он лучше при случает даст ему по физиономии& Яценко играет профессионала, которому не грозит аритмия ни при каких требованиях

начальства «только 20 минут на пациента», он так устроен, на таких преданных делу, добрых, порядочных действительно, земля держится. Но именно у таких на личном фронте полное «нарушение ритма», и в дуэте с Ириной Горбачевой актер тончайше выстраивает линию распада отношений любящей пары, всплесков чувств и мучительного возвращения друг к другу. Фильм не расставляет никаких точек над i, но в нем есть надежда и на свет в конце, и на то, что зло не одержит победы. Позабавило, что Яценко, получая на сцене приз из рук члена жюри, актрисы Юлии Пересильд, в ответ на излишние комплименты произнес «Давайте скромнее!..»

Призы - за дебют, а также Гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея, как и ожидалось, получил Кантемир Балагов за «Тесноту», снискавшую награду ФИПРЕССИ в Каннах, где картину показали в «Особом взгляде». Ученик Сокурова снял историю из жизни в родном Нальчике на Северном Кавказе. Теснота это невозможность ужиться в 90-х годах разным народностям на одной территории. Потому и крадут местные жениха и невесту с еврейской свадьбы и требуют непомерный выкуп. Денег, собранных в общине, хватает лишь на спасение Леи. А Давид?.. Его семья вынуждена за полцены продать автомастерскую и сняться с места. Чего это стоило его родителям, сестре Илане (прекрасная работа Дарьи Жовнер), у которой парень кабардинец, и она не может просить его о помощи, и составляет сюжет картины.

В результате простор появился Давид остается с Леей, Илана уезжает с родителями к родственникам в Воронеж& Но из двухчасового фильма отчетливо вспоминается лишь один кадр где молодежь смотрит кассету с видео боевиков, перерезающих горло русским солдатам. «Не то, чтобы это носило совсем уж массовый характер, но кассет с казнями было много. Школьники их пересматривали запоем. Мы не смаковали это и вовсе необязательно были согласны с позицией боевиков. Нас завораживало именно то, что происходило на экране, и это не было связано с политикой», -

сказал Балагов в фестивальной газете «Кинотавр». - И через пару строк повторил: «Это зрелище завораживало, потому что смерть всегда будто заставляет смотреть на себя». Для чего это было снято? В качестве фона?.. И какой реакции ожидают авторы от российских зрителей?.. От матерей солдат, еще живущих на этой земле?.. Что касается авансов, чтобы судить о самостоятельности мышления молодого автора, хорошо бы дождаться его второго и третьего фильмов, а потом уже выносить суждения.

Призом за режиссуру (фильм «Заложники») наградили Резо Гигиниешвили, получил приз и оператор Владислав Опельянц. Большой, конечно, аванс, но режиссер, известный комедиями «Жара» и «Любовь с акцентом», на этот раз взялся за сложнейшую тему. Снял историю с попыткой угона самолета мажорами из высокопоставленных семей в Грузии шестеро парней и девушка, жаждавших свободы. Террористы разлива 1983 года мало чем отличаются от современных, но трудно понять, как молодые люди из «поколения джинсов», имевшие гарантированное будущее, баловавшиеся в условиях закрытой системы столь важными для них приятными мелочами, как музыка The Beatles, сигареты Malboro, фирменные шмотки, таким диким способом решили бежать из СССР. Гигиниешвили подчеркивал на пресс-конференции, что ни в коей мере не стремился героизировать персонажей, но сочувствия участникам этой «кровавой свадьбы» - сын известного режиссера, красавец-актер и его девушка накануне поженились, в ленте немало.

Фильмы, основанные на реальных историях, на этом не заканчиваются. Специальным дипломом жюри «За новый уровень в жанровом кино» отмечена криминальная комедия Романа Волобуева «Блокбастер». Сценарий написан режиссером по нашумевшей истории с ограблением пункта микрокредитования, после чего грабительница поехала покорять Москву. В фильме девушка (Анна Чиповская) берет в заложницы телеведущую (Светлана Устинова), которая в растрепанных чувствах оказалась ночью в подмосковных Электроуглях, и они вдвоем бегут от погони. За время побега

девушки, несмотря на то, что с разных планет, успевают подружиться и реально помогают друг другу.

Фильм с энтузиазмом восприняли на «Кинотавре», вовсю сравнивали с «Тельмой и Луизой» Ридли Скотта, но за наградой, которую вручал сам председатель жюри Евгений Миронов, на сцену вышли Светлана Устинова и продюсер Илья Стюарт. Режиссер, увы, снял свое имя с титров. Скандал! Его не устроил тот вариант монтажа, который предложил продюсер. На пресс-конференции он пообещал журналистам со временем выпустить свой вариант. Светлане и Илье осталось со сцены посвятить награду Роману Волобуеву.

Евгений Миронов, пользуясь своим правом Председателя, поблагодарил руководство фестиваля за оказанное доверие, отборочную комиссию за программу из ярких разнообразных картин, дающих представление о том, куда движется российское кино, а членов жюри за то, что научились слышать друг друга и стали командой на период фестиваля.

Приз за лучший сценарий вручили сценаристам, режиссеру Виталию Суслину и актеру Ивану Лашину (фильм «Голова.Два уха»). Картину также наградили дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков. И это совершенно особый фильм в программе. Скотник Иван Лашин подарил режиссеру историю, произошедшую с ним на самом деле, и сыграл сам себя. Причем, история неприглядная, в которой Ивану, как Иванушке-дурачку, можно не только сочувствовать, но и осуждать. Судите сами Ивана поманили в город работой охранника. Купили одежду, оплачивали обеды в Макдональдсе, устроили на ночевку. А за это предложили взять несколько кредитов на его паспорт. Иван взял отчего не взять, он же теперь работает в компании Вадима и Юли. А тут его и кинули, оставив паспорт на столике рядом с гамбургером.

Иван не успокоился, нашел новых аферистов по объявлениям о «работе». Ходил по подъездам, продавал китайские фонарики, пока не понял, что самое

лучшее воткнуть их в сугроб и ехать домой, к маме... Иван был очень рад приехать на «Кинотавр» - он впервые увидел пальмы и море& Фильм уже приглашен на отечественные фестивали.

Настоящей загадкой для зрителей стало «Турецкое седло» Юсупа Разыкова (приз имени М.Таривердиева за музыкальное решение фильма, диплом Гильдии киноведов и кинокритиков). Ильича, бывшего офицера КГБ, агента по наружному наблюдению сыграл Валерий Маслов, которому журналисты прочили приз за лучшую мужскую роль, а фильму одну из самых высоких наград. В самом деле удивительно наблюдать, как человек, выйдя на пенсию, так и не смог выбраться из скорлупы профессии. Он по-прежнему занимается наблюдением за людьми, которые показались ему подозрительными. Пока однажды не знакомится с четой музыкантов, поселившихся в его подъезде и не влюбляется в девушку с оленьими глазами, обладательницу, как он считает, дивного оперного голоса. И его заболевание «синдром пустого турецкого седла» - ему не мешает.

«Вот уж у кого нарушился ритм сердца, - говорит Юсуп Разыков. Этот беспредельный дегенерат влюбился в голос, а когда сопоставил его с конкретным человеком, у него появилось желание доказать, что и он способен на любовь. Как обыкновенный влюбленный, он глупеет на глазах. Горжусь фразой, когда он говорит про жену, что «проглядел» ее, стало быть, раскаяние по отношению к этой женщине тоже осталось в нем. И сейчас ему, конечно, хочется любви.

Вы заметили, что все герои, которых встречает Ильич, поют: казах, его коллега Кузнецов, женщина, которая приходит мыть полы. Она показывает ему, что проста и доступна, что может создать уют. И в противовес плотскому должен был появиться такой ангел, как Алена. А если говорить про финал, то для меня раскаяние Ильича, на наших глазах, по случаю, убившего человека, безусловно, победа Господа Бога, победа духа и нравственности».

Приз за лучшую женскую роль вручен Инге Оболдиной («Жги»), сыгравшей надзирательницу в женской колонии, рискнувшую поехать на шоу «Голос» в Москву.

Главный приз конкурса «Кинотавр.Короткий метр» получил фильм Руслана Братова «Лалай-балалай». Четверо пьяных друзей в ночном парке забрались покататься на один из аттракционов, который не смогли выключить. И катались под разными углами на этой карусели всю ночь. Этакий круговорот в природе. Смешно невероятно. И всего 13 минут.

***

На фестивале состоялась презентация издания Фонда кино «Киноиндустрия Российской Федерации 2016. Цифры. Мнения», подготовленного информационным агентством Inter Media. В презентации принимали участие исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, руководитель аналитического управления Фонда кино Федор Соснов, руководитель информационного агентства Inter Media Евгений Сафронов. Два увесистых тома 500 страниц информации представляют собой результаты масштабного анализа, и, если в первом томе лишь сухие цифры, то во втором комментарии 35 экспертов, имеющих отношение к индустрии кино. Книги вывешены в электронном виде на сайте, каждый может с ними ознакомиться.

Основные выводы исследования авторы оценивают как позитивные для российского кино. Посещаемость кинотеатров в стране растет, количество залов увеличивается, а цена билета остается прежней. В 2016 году сборы кинотеатров увеличились на 11 процентов, и зрителей стало на 10.3 процента больше - 191, 6 млн человек. 12 фильмов в нашем прокате собрали более 1 млрд рублей. Процент российского кино в прокате тоже растет.

                                                                                                             

                                                                                                     Нина Катаева

                                                                                                     фото  www.kinotavr.ru


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка