Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Революцию «делают чистыми руками»

Имя Александра Парвуса, устроившего Октябрьский переворот в России, до недавнего времени было мало кому известно, но именно он был тем человеком, который достал деньги на русскую революцию и назвал имя будущего вождя.

Владимир Хотиненко: Ленин говорил, что Революцию «делают чистыми руками». К 100-летию Революции на Российском канале показывают сериал «Демон революции» («Меморандум Парвуса»)

Имя Александра Парвуса, устроившего Октябрьский переворот в России, до недавнего времени было мало кому известно, но именно он был тем человеком, который достал деньги на русскую революцию и назвал имя будущего вождя.

- Владимир Иванович, сняв фильм о сером кардинале Русской революции Александре Парвусе, поняли ли вы со всей очевидностью, что произошло в Петрограде в октябре 1917-го?

- Конечно, знаю теперь гораздо больше, чем раньше. И убедился в том, что понять все до конца невозможно, верно говорили историки. Слишком большое значение имеет в России мистическая составляющая, то самое «вдруг». Вот я снимал фильм про 1612 год: Россия в руинах, поляки сидят в Кремле, полный развал, и - вдруг в Нижнем Новгороде появляются Минин и Пожарский, начинается освободительное движение, и на царство приходит династия Романовых. На небесах, видимо, написана пьеса, а мы просто исполняем роли, и то, что произошло 100 лет назад в России, было неизбежно. И разговоры, что «все могло быть иначе» бессмысленны, история не терпит сослагательного наклонения.

История, которую рассказываем в фильме, кончается Февральской революцией и приездом Ленина в Россию. Даже не на Финляндский вокзал - они пересекают границу Швеции и Финляндии, которая была в составе России на тот момент. Мы исследовали период 1915-1917 годов, мне было интересно узнать, из чего вырастают революции. «Меморандум Парвуса» - это история возвращения Ленина в Россию из эмиграции.

- Почему именно Парвуса, которого мало кто знает, вы сделали героем, и даже поставили чуть ли не наравне с Лениным?

- Ничуть не ставил. И вообще-то это не моя идея, в свое время Эдуардом Володарским был написан сценарий для Российского канала, они мне и предложили тему. И я рад этому, Парвус - интереснейшая фигура, которой раньше вообще не касались: в кулуарах звучало, что он брал деньги у немцев на революцию. Брали ли большевики, не доказано, а вот в «Деле Парвуса», которое обнаружилось в немецких архивах после Второй мировой войны, нашли его расписки на очень крупные суммы в целом на миллион марок. Брал Парвус деньги!

Тогда и появились исследования по его поводу, но говорить про этого европейского социал-демократа, популярного журналиста, писавшего на политические и экономические темы, что его мало знают, неправильно. Ленин, находясь в ссылке в Шушенском, просил, чтобы ему присылали статьи Парвуса. Он, конечно, догадывался, что это был еще и авантюрист международного класса. Судите хотя бы по такому факту: в Берлине Парвус устроил 500 постановок пьесы Горького «На дне» под названием «Ночлежка», заработал приличные деньги, но не поделился ни с Горьким, ни с революцией. Мы показываем эту сцену разборок, а также даем отрывок из спектакля, который с грандиозным успехом шел на немецком языке. Горький присылал даже предметы для реквизита.

Всем было известно об его идеях фикс - разбогатеть и разрушить Российскую империю. Удалось и то, и другое, но Ленин, в конце концов, его переиграл, и Парвус от революции в России был отстранен. Но он вошел в контакт с «младотурками», занимался поставками в Турцию и сказочно разбогател на турецкой революции. Одним словом, это был чрезвычайно разносторонний человек.

- А если все же сравнить его с Лениным?

- Ленин - фигура эпическая, я не очень понимаю формулировки злодей, карикатура, мерзавец. Карикатуры рисовали на всех больших людей, а приговор Романовым он не подписывал. Такая ему досталась роль, и он с ней справился. Люди такого масштаба никогда не бывают белыми и пушистыми. Не было в истории человечества персонажа, который, решая задачи по переустройству мира, был бы во всех отношениях замечателен. Использовались средства, которые на тот момент казались целесообразными. И никому не удастся понять, что же там происходило на самом деле. Мы видим, в каких жестких рамках работали большие актеры - Каюров, Ульянов, не говоря о Щукине, создавая образ Ленина. Шаг влево, шаг вправо расстрел. А у нас руки развязаны, и, мне кажется, образ Ленина, благодаря Жене Миронову, удался. Я ему так и сказал «Без тебя эту картину снимать не буду».

- Разве не вы предлагали роль Ленина ди Каприо?

- Шутка. Внутри кинематографического сообщества, действительно, прошла информация, что ди Каприо хочет сыграть Ленина. Затевался еще один проект про революцию, и та группа, действительно, намеревалась пригласить Леонардо. Но по ошибке стали говорить о нас. Нет, я изначально представлял в роли Ленина только Евгения Миронова. Люблю этого актера за талант, за человеческие качества. Мне хотелось получить портрет Ленина в новом времени - с его возможностями и информационным полем. Про Ильича сегодня забыли, я видел передачу Михалкова про попа Гапона и убедился в этом. Многие молодые люди даже не знают, кто такой Ленин, смутно слышали о нем или настроены агрессивно.

Возьмите страсти около мавзолея, считаю, что человека надо похоронить, как подобает, но у нас отношения к Ленину полярно либо злодей, либо великий человек. А надо бы в этой личности величайшего масштаба попытаться найти человеческие черты. И это не означает - положительные, он был живой человек.

- Чувствуете ли себя пионерами на этом поле?

- К проекту подступал в ужасе, Ленин представлялся мне закрытой консервной банкой, про которую никто никогда ничего не узнает. И, в самом деле, никто там со свечкой не стоял, если коснемся, например, взаимоотношений Ленина с Инессой Арманд. Сохранилось всего одно письмо, в котором есть намек на «отношения», все остальное слухи. И мы вставили в фильм диалог, когда она ему пишет «Теперь я не согласна ни на поцелуи, ни на ахи-вздохи, мне достаточно смотреть на тебя, слушать тебя» - вот все, что осталось. И свидетельства очевидцев, что он шел за гробом Инессы в полуобморочном состоянии.

Потом они с Крупской воспитывали детей Инессы Арманд, и никаких подтверждений, были ли там дети Ленина, нет. Наверное, можно было сделать генетическую экспертизу, но вспомните историю с Туринской плащаницей, на которой отпечатался образ Христа, и с этого «негатива» можно было получить лик Создателя. Плащаницу много раз пытались объявить подделкой XV века, но исследования показали, что раритет относится ко времени Христа, примерно к 300-му году. Я видел плащаницу в Турине: на ней есть подпалины, она не сгорела в огне. Никто не знает, как все было на самом деле, но то, что это феномен - вне всякого сомнения. Также и с Лениным: нет никаких свидетельств. В кино, например, ни разу не показывали, как Ленин целуется, а мы показываем. И этот поцелуй с Инессой Арманд можно отдать в Книгу рекордов Гиннеса.

- И все-таки как обычный экономист стал теоретиком марксизма, да еще теорию перманентной революции подарил Троцкому?

- По поводу Троцкого - к Первому каналу. У нас он за кадром, сначала в Париже, потом в Америке. Общеизвестно, что идею перманентной революции Троцкий, действительно, заимствовал у Парвуса, впоследствии жестко открестившись от автора. В одной из статей назвал Парвуса «проклятым революционным Фальстафом», призрак которого «блуждает по Европе». После этого его все критиковали, как могли.

- Скажите, белорусское происхождение как-то сказалось на профессиональной деятельности разрушителя империи?

- Вряд ли. Знаю лишь, что родился Израиль Лазаревич Гельфанд подлинное имя Александра Львовича Парвуса - в Березине Минской губернии в семье еврея-ремесленника. Когда мальчишка был совсем мал, их дом сгорел: крупный пожар уничтожил полгорода. И семья переехала в Одессу, на родину отца, где он вновь стал портовым грузчиком. В Одессе Израиль окончил гимназию, участвовал в кружках революционной молодёжи. В 18 лет уехал в Европу, где получил блестящее образование, говорил на нескольких языках, и в Россию приезжал лишь однажды, в 1905 году с Троцким. Ленин на тот момент был за границей. Парвуса тогда арестовали, присудили к трем годам каторжных работ, есть даже фотография, где их с Дейчем ведут пол конвоем. Но он сбежал из-под ареста. Напоил конвоиров, и они дали деру. Он сразу уехал за границу, и больше в России не появлялся.

- Известно, что Солженицын в «Красном колесе» изобразил вымышленную встречу Парвуса с Лениным, вам это помогло в работе?

- Когда началась Вторая мировая война, Парвус уже был в Стамбуле, богат и счастлив, и почувствовал, что не использован еще один шанс. Он принес в Посольство Германии свой 20-страничный «Меморандум Парвуса», в котором объяснил, как разрушить Российскую империю и вывести ее из войны. Потом показал этот документ в Берлине и назвал имя Ленина, который может это сделать. Чутье! У Ленина на тот момент популярности и в помине не было. После этого, по слухам, они встретились с Лениным, тот отверг его, и больше они не встречались. Эту вымышленную встречу очень точно описал Солженицын. Для меня сцена стала импульсом для понимания «нового» Ленина, которого мы хотели изобразить.

- Но ведь реальная встреча была?

- Была. В Берне, где Ленин жил с Крупской. Ее мама, которая за ними ухаживала, к тому времени умерла. Ленин тещу по-своему любил, по выходным, когда были закрыты магазины, бегал по окрестным ресторанам и доставал для нее папиросы. Представляете, какая живая деталь: Ленин - с бородой стрелял папиросы в ресторанах?! Из таких малозначимых деталей, как правило, вытекает очень многое. Например, то, что обедать они ходили в студенческую столовую, и Ленин всегда брал самый дешевый обед за 50 сантимов. Тарелку супа, картошку и кусочек хлеба. Слухи о том, что они там роскошествовали, полная ложь. Сохранились письма с его бесконечными просьбами «Дайте денег!» Пока шла рента от его матери, еще крутились, но чтобы «гуляли по буфету» - ничего подобного. А одно Рождество они с Крупской - встретили с простоквашей.

В фильме встречу с Лениным Парвусу устраивает одна из любовниц. В той самой столовой. Достоверно известно: Ленин всячески сторонился того, чтобы потянулся слух о немецких деньгах, делал все возможное, чтобы это к нему не прилипло. Все равно прилипло. К слову сказать, билеты на поезд из Цюриха до Германии, потом в пломбированный вагон, в котором путешественники проехали по территории Германии, и наконец на паром - они покупали сами. Занимали деньги у шведских социал-демократов. Кормили их через Красный крест. Парвус в этом смысле был беспринципен. Деньги, которые по «Меморандуму» он брал у немцев, конечно, тратил на революцию - на прессу, на оружие, которое поставлял, но немалые суммы оседали в его карманах. Революцию он хотел совершить еще в 1916 году.

- Правда ли, что «Меморандум» настолько современный документ, что вместо 1915-го - года написания можно поставить 2015-ый?

- Вполне. Все цветные революции на Украине, в Грузии, в Сирии делаются по меморандуму, единственное, чуть раньше эти постулаты сформулировал Федор Михайлович Достоевский в «Бесах». Помните диалог Верховенского со Ставрогиным «...мы сделаем смуту - всё поедет с основ. Раскачка пойдёт такая, какой ещё мир не видал...» - он звучит в моем фильме «Бесы»? А у Парвуса с Лениным была предварительная договоренность, что он займет министерскую должность в новом правительстве. Но окончательно договориться они должны были во время встречи в Стокгольме. И вот в марте 1917-го наша делегация во главе с Лениным прибывает в Стокгольм, и Парвус ждет встречи. Но вместо Ленина приходит Радек и говорит «Владимир Ильич просил передать, что революцию надо делать чистыми руками». Так великого комбинатора кинули, говоря современным языком.

- В роли Парвуса вы сразу увидели Федора Бондарчука?

- Бондарчука утвердил сразу, о чем ни секунды не жалею. Во-первых, он очень похож: мы убрали тучность, изучили манеру говорить, размахивая руками, во всем остальном Федор совпал с персонажем.

                                                                                                            Нина Катаева


«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской
«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции».