Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«А за то, что нас Родина выгнала, мы по свету ее разнесли»

С 7 по 14 ноября в Москве прошел XI Международный кинофестиваль "Русское зарубежье".И, наверное, не было в этом году фестиваля, на котором бы так много и так страстно говорили о русской революции 1917-го, как это делали на «Русском зарубежье».

Сколько стоят сто миллионов голов

Открывая фестиваль, президент, известный документалист Сергей Зайцев сказал: «Вот и дожили мы до 100-летия Русской революции: 26 лет назад нам перестали говорить, что революция была благом, и все эти годы продолжаем осознавать, что это была беда. Как сценарист не устаю убеждаться в том, что Гражданская война - не только противостояние белых и красных, это еще и страшное несчастье для людей. Только в 1918-ом было 250 вооруженных крестьянских мятежей. Мы знаем, что примирить белых и красных почти невозможно, но, если представить в этой мясорубке своих детей... Извлекать уроки из истории никогда не поздно, и так хочется верить, что когда-нибудь вернется Россия наших дедов и прадедов, и изживем из себя иванов, родства не помнящих». Директор Дома русского зарубежья, председатель оргкомитета фестиваля Виктор Москвин целую лекцию умудрился прочесть, рассказав, как задели его за живое лозунги манифестантов на Пушкинской площади. «Но, всего этого мы добились бы и без Советской власти, - сказал он, - план ГОЭЛРО разрабатывался еще до революции. Россия, не смотря огромные проблемы в деревне, на вопиющую безграмотность, удивительно быстро развивалась, ее подстрелили на взлете, как говорил Никита Струве, один из основателей нашего Дома. С февраля по октябрь 17-го сменилось несколько составов Временного правительства, внутри политической элиты и самого общества шла напряженная борьба. Почему и стал возможен приход к власти радикальных сил, о которых писал Достоевский в «Бесах» - «...как мiр ни лечи, все равно не вылечишь, а срезав радикально сто миллионов голов и тем облегчив себя, можно вернее перескочить через канавку...». Такую он назначал цену революции, и не ошибся. Миллионы потерянных жизней, уничтоженная деревня результат того, что более 30 млн русских, в результате революций, войн и перестроек оказались вынуждены жить за рубежом. Бомба, заложенная под историю России, рванула и в 1991-ом, когда в одночасье люди проснулись вне Родины».

В программе кинофорума было представлено свыше 40 фильмов из 15 стран мира. Открылся картиной «Герой» Юрия Васильева, в центре которого история любви княжны Веры Чернышевой и поручика Долматова, встретившихся в 1914 году. Всего одна встреча, но их «вечная любовь» соединила несколько поколений и дала о себе знать почти век спустя. Идеякартины родилась у режиссера в Париже: на кладбище Сент-Женевьев де Буа он увидел могилу, где на табличке было два имени, а похоронена только женщина. Мужчина погиб в России... Обычное дело для лихолетий в России.

Документальное кино судило жюри под руководством продюсера, кинорежиссра и сценариста Иосифа Пастернака (Марсель). Статуэтка «Философский пароход» была вручена режиссеру фильма «1917 год Истинный октябрь» Катрин Роте (Германия, Швейцария). С помощью анимации, обращаясь прежде всего к молодым зрителям, Катрин рассказала о том, что происходило в России в 1917 году. Хроники октябрьского переворота, как изестно, не существует, а здесь в образах мультипликационных персонажей появляются Зинаида Гиппиус, молодой Маяковский, Александр Бенуа, Казимир Малевич, Максим Горький. Спецдиплом вручили режиссеру аргентинского фильма «Володя» Сильване Ярмолюк - о судьбе советского моряка, оказавшегося в трудной ситуации в Аргентине в 1990 году.

В игровом кино, которое судило жюри под председательством Александра Прошкина, победил "Рай" Андрея Михалкова-Кончаловского. Спецдипломом награжден фильм "Замерзшие души" Софи Бартез (США - Франция). Специальный диплом от православного фестиваля в Сербии "Сильные духом" получила картина "Православие в Китае" митрополита Волоколамского Илариона.

Главное слово Михаила Чехова душа

Одно из центральных событий фестиваля награждение лауреатов Медалью имени Михаила Чехова. В этом году ее вручили актрисе театра и кино, заслуженной арт РСФСР Анне Каменковой. «Помню, как нам, студентам, книжку Чехова давали на ночь, - рассказала артистка, - я с трепетом открывала ее на кухне коммуналки, и это были минуты счастья. Его система завораживала, и когда я думала о том, что «фантазия должна выводить нас за пределы чувственного мира», пытаясь постичь закон, не могла уснуть».

Анну поздравили члены комитета, кто-то вспомнил о том, как чисто и светло исполняла она романс Валерия Агафонова, кто-то благодарил за теплоту театральных и кинообразов, а поэт Дмитрий Кузнецов вспомнил, как актриса сыграла роль мамы в «Детстве Темы» по Гарину-Михайловскому. «Вы словно сошли с фотографии с изображением людей старой России», - сказал он. Актер Александр Кузнецов («Джек Восьмеркин американец») вспомнил, как шестилетним ребенком посмотрел первый фильм Анны Каменковой «Девочка ищет отца», где артистка приходилась ему ровесницей, и до слез переживал все перипетии героини среди жерновов войны. Спустя годы, студента 3-го курса Щукинского Кузнецова пригласили на главную роль в спектакль «Две стрелы» в Театре на Малой Бронной, где блистала в постановках Анатолия Эфроса, в том числе, в гоголевской «Женитьбе», Анна Каменкова. Ее Агафья Тихоновна стала для новобранца одним из самых сильных потрясений, с точки зрения актерской игры и понимания, что такое эпоха и Гоголь, и женщина в русской эпохе. «В какой-то момент я понял, что одно из главных качеств актера искренность, а среди нашего брата есть, как прячущиеся за роль, так и те те, кто способен раскрыться. Мне кажется, Анна Семеновна из второй категории блистательных русских актрис. Она знаменита еще и тем, что озвучила огромное количество зарубежных картин, подарила свой чудный голос другим актрисам».

Что касается Михаила Чехова, происходившего из театральной школы, основанной Вахтанговым, его имя в Союзе произносили с опаской. Но Кузнецову повезло его попросили перепечатать записи лекций Чехова. «Для меня это было открытием - оказывается, Станиславский, посмотрев «Принцессу Турандот», готов был уничтожить свою систему, так увлекла его чеховская платформа». В 1991 году Александр Кузнецов оказался в Лос-Анджелесе, где организовал международную школу актёрского мастерства, основанную на системах Станиславского, Чехова и американских тренингах. И как-то на съемках «Космических ковбоев», читая только что вышедший двухтомник Михаила Чехова, столкнулся с самим Клинтом Иствудом, который спросил «Могу я полистать?» «Вы знаете, кто это?» - не найдя ничего лучше, спросил советский актер. «Я лучше тебя знаю, кто это, потому что учился у него, и актером стал, благодаря ему», - ответил Иствуд. В диалог оба вступили с рвением, поскольку и Иствуду был интересен парень из Москвы, из самого сердца чеховской школы.

Актер Юрий Беляев, говоря о высочайшем даре непредсказуемости Михаила Чехова, целый мастер-класс преподал со сцены, показав, как, играя Хлестакова, тот одними манипуляциями с фраком давал понять внимательным зрителям, что перед ними самозванец. Итоги подвел Федор Степанов из Берлина, преподаватель Школы Михаила Чехова. Он рассказал, что учился у знаментой американской актрисы Малы Пауэрс, мастера Театрального института Михаила Чехова, и однажды, во время этюда на занятии даже держал ее на руках. Мала выпустила аудиосерию Чехова под названием On Theatre and the Art of Acting, к которой добавила 60 страниц учебного пособия. Федор Степанов запомнил атморсферу радости на занятиях по чеховской системе и отметил, что неслучайно в его статье «Театр будущего» самым часто повторяемым словом было душа. «И у Анны Каменковой главное в каждой роли это душа», - сказал педагог.

Разговор о Михаиле Чехове продолжался на протяжении всего фестиваля. Клинт Иствуд и Мала Пауэрс были не единственными западными деятелями культуры, считавшими себя учениками нашего гения. Актер и педагог из Австралии Дэниэль Леглер дал мастер-класс по его системе и рассказал о том, как Чехов повлиял на его жизнь. Актер был уже зрелым лицедеем, когда перевернулось его представление о профессии. Леглер обучает студентов по чеховской системе. «То, что мы называем «базой», принципы работы в театре Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого со времен Михаила Чехова изменились, находятся в постоянном развитии, - сказал Дэниэль. - Полвека назад метод Чехова, действительно, трудно было воспринять, мы не обладали необходимой свободой мышления для восприятия его техники. Теперь нам это сделать легче, к нашему знанию присоединился жизненный опыт, сформировались эстетические взгляды".

Композитору Сергею Ваневичу Медаль имени Михаила Чехова вручили в Санкт-Петербурге 15 ноября.

Русская эмиграция выжила

На фестивале состоялись встречи с потомками эмигрантов - общественным деятелем Ириной Аполлоновой (Австралия), филологом-русистом Татьяной Бахер (Ливан), кинодокументалистом, лауреатом многих международных премий Иосифом Пастернаком (Франция). Жизненный путь Ирины Аполлоновой начался в Харбине, где спасались от революции ее бабушки и дедушки. Они мечтали вернуться на Родину, но в 50-е годы семья переехала в Австралию. Там было создано Русское историческое общество, открыт журнал «Австралиада». Благодаря этому уцелели многие реликвии, сохранилась русская культура. За последние 10 лет в фонд Дома передано множество экспонатов. На встрече не раз вспоминали символические строки Алексея Ачаира: «А за то, что нас Родина выгнала, мы по свету ее разнесли».

Российские кинематографисты потрясены силой духа русских эмигрантов. Александр Прошкин рассказал, как точно восприняли его «Холодное лето пятьдесят третьего» внуки первой эмиграции. «Они не говорили по-русски, но сохранили боль о родине», - сказал режиссер. - Эмиграция это трагедия, из страны было изгнано почти 3 млн человек, и мы дожны быть благодарны европейцам, давшим возможность русским изгнанникам не только выжить, но и состояться. Благодаря им, в пантеон бессмертия вошли Рахманинов и Шаляпин, нобелевские лауреаты великий русский писатель Бунин, Солженицын, Иосиф Бродский. Россия должна быть благодарна и другим странам - от Китая до Австралии и Латинской Америки, которые спасали русских людей. Поразительно, как много среди первых эмигрантов крепких людей, которым удалось сохранить дух русской культуры и потрясающий русский язык».

Режиссер Юрий Васильев сказал, что его потрясли кресты на кладбище Сент-Женевьев де Буа, а также встречи с потомками эмигрантов первой волны, в частности, с Александром Трубецким. «Общался с внутренним ощущением, что меня обманули, нам же говорили, что белогвардейцы предатели и подлецы, а я увидел удивительную любовь к России, к нашей истории».

На фестивале можно было посмотреть спецпрограмму, посвященную юбилеям Марины Цветаевой, Сергея Дягилева, Николая Ремизова, генерала Деникина, Андрея Тарковского и др. На фотовыставке к 85-летию Андрея Тарковского были представлены фотографии Натальи Бондарчук и художника по костюмам Нелли Фоминой, сделанные во время съемок «Соляриса» и «Сталкера». Отдельные выставки были посвящены 130-летию легендарного художника Ремизова и 125-летию Александра Понятова, создателя первого в мире видеомагнитофона.

На закрытии фестиваля Ирину Аполлонову попросили передать в дар Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону бюст Николая II, отреставрированный скульптором Вячеславом Клыковым. А Сергея Дебижева за фильм «Раскаленный хаос» наградили спецпризом - иконой Богородицкого Фонда. 

Сергей Зайцев: "Надеюсь, что русские эмигранты будут возвращаться на родину".

Мы попросили президента фестиваля «Русское зарубежье» рассказать об особенностях форума этого года.

- «Русское зарубежье» - просветительский фестиваль, участники которого рассуждают о судьбах России и надеются, что люди все-таки будут возвращаться на историческую родину. Для этого мы рассказываем о наследии русской эмиграции, и стараемся с помощью фестиваля возвращать его домой. Программа этого года сфокусирована на трагических событиях февраля и октября 1917 года. Никого не оставит равнодушным фильм Сергея Дебижева «Раскаленный хаос», главное достоинство его в том, что режиссер говорит на понятном молодым кинематографическом языке. Нестандартно рассказала о тех же событиях Катрин Роте в фильме «1917- Истинный октябрь».

- Будет ли меняться формат фестиваля?

- Следующий форум, думаю посвятим 100-летию расстрела царской семьи, а в 2020 году отметим 100-летие Великого русского Исхода темы, конечно, невеселые, но крайне необходимые.

 - А ваше мироощущение меняется по мере того, как занимаетесь фестивалем?

- С темой русского зарубежья познакомился в 1991 году, все открытия тогда и сделал: революция зло, гражданская война кровавый ужас и т.д. Не сделай их, не занимался бы этой темой. А сейчас постоянно рассказываем о судьбах интересных людей из истории русского зарубежья, например, несколько лет назад открыли имя выдающегося русского ученого, изобретателя первого в мире видеомагнитофона Понятова Александра Матвеевича.

 - Что является для вас образом трагедии 1917 года в России?  Для меня это сцена из стиха донского казака Николая Туроверова, который стреляет в своего коня, плывущего за ним по Черному морю... «Уходили мы из КрымаСреди дыма и огня, Я с кормы все время мимоВ своего стрелял коня...

- Хорошее стихотворение, но слишком часто его цитируют, когда говорят о белом движении. Не могу конкретно назвать вам образ трагических событий, но, когда вижу стоящие по всей стране памятники Ленину, всегда думаю о трагедии русского народа.     

                                                                                              Нина Катаева


«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской
«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденской коллекции».