Искать!
40 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Где ты, Сердце мира?

В Сочи со 2 по 10 июня прошел 29 Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр". Главной темой во всех конкурсах этого года стали размышления авторов, в самых неожиданных ракурсах, об отношениях в семье, о проблеме отцов и детей, о том, жива ли в людях способность любить и прощать.

Программа этого года была более, чем насыщенной: к 13 фильмам основного конкурса (отбирали из 102) прибавились 8 картин нового дебютного, и 29 (из 400) лент было показано в традиционном «Коротком метре». Памятуя слова президента фестиваля Александра Роднянского о том, что киноиндустрии нужен фестиваль, который работает прежде всего для зрителя, нельзя не отметить, что «Кинотавр» развивается именно в этом направлении. Главной темой во всех конкурсах этого года стали размышления авторов, в самых неожиданных ракурсах, об отношениях в семье, о проблеме отцов и детей, о том, жива ли в людях способность любить и прощать.

Своего рода введением в тему стал фильм Веры Глаголевой в «Спецпоказах» - «Не чужие», который доснимался уже без нее (продюсер Наталья Иванова). Фильм снят по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой «Глиняная яма», она же сценарист: раскол в семье между сестрами происходит из-за красавца Рустама, и тема межнациональных отношений все усложняет. Но, по замыслу Веры, финал пьесы был изменен, в нем забрезжил свет и затеплилась надежда. В основном конкурсе интересно было наблюдать за историей взаимоотношений успешного отца-музыканта (Даниэль Ольбрыхский) с неудачником-сыном художником (Алексей Серебряков) в картине Сергея Ливнева «Ван Гоги» (приз композиторам Леониду Десятникову и Алексею Сергунину). Сыну под пятьдесят, а у него по-прежнему ни кола, ни двора, ни выставок. Актеры играют драму непонимания, из которой неожиданно вырастает взаимная любовь. И чем ближе оказывается к финалу отец, тем ясней видит свой путь сын. «Ван Гоги» - это никто иные, как глубокие старики в домах престарелых, в обучении которых художеству находит свое призвание после ухода отца герой Серебрякова. В «Заповеднике» Анны Матисон - по Довлатову - герой Сергея Безрукова переживает драму расставания с женой и дочерью, уезжающими в Канаду. Во «Временных трудностях» Михаила Расходникова отец по-спартански воспитывает  единственного сына, родившегося с диагнозом ДЦП, в картине Дмитрия Месхиева «Два билета домой» 17- летняя выпускница интерната неожиданно находит отца...

Жесткую драму из жизни такого же интернатского подростка «Подбросы» представил любимец «Кинотавра» Иван Твердовский - его первые два фильма «Класс коррекции» и «Зоология» удостоены здесь призов. Мать-кукушка (Анна Слю - лучшая женская роль) забирает сына из интерната, чтобы приспособить его к преступному бизнесу - мальчишку, который  нечувствителен к боли, подбрасывают под колеса машин неугодных богачей, вымогая у них деньги. В связке работают все гаишники, полиция, больница, суд. Фильм о том, чего стоит молодому человеку разобраться с преступниками и неадекватной матерью и вернуться в «волшебный мир интерната». Оказывается, бывает и так. Фильм динамично и убедительно снят Денисом

Аларконом-Рамиресом (приз лучшему оператору).Дебютный конкурс дебютов не порадовал: Гильдия кинокритиков никого отмечать не стала,жюри вручило два приза «Глубоким рекам» Владимира Битокова, снятом на кабардинском языке (об этнических разборках в поселке лесорубов), и «Кислоте» Александра Горчилина (о проблемах молодых). Семейный раздрай показали и в фильмах дебютантов «Двое» Тимофея Жалнина (оставить мужа-изменщика с больной ногой в тайге) и «Пусть будет Лиза» Игоря Каграманова (убить мать или брата из-за дачи). А также в фильме-призере «Короткого метра» - «Календарь» (регулярно встречаться с незнакомцами для телесных утех). Гран-при и Белого слона кинокритиков получил фильм «Сердце мира» известной сценаристки и режиссера Натальи Мещаниновой, неоднократного лауреата фестиваля, отправляющей своих героев в плавание по самым остроболевым точкам. В «Сердце мира» - это ветеринар Егор (Степан Девонин - лучшая мужская роль), работающий на притравочной станции для охотников: он не просто выращивает лисиц, собак и енотов, он обожает их. Егор одинок: живет в сараюшке на территории станции и душевно привязан к семье хозяина. Часто ужинает с ними, дочь хозяина влюблена в него, ее сын души в Егоре не чает, и вначале все похоже на лесную идиллию, сцены притравки остаются за кадром. О прошлом Егора сказано туманно - резкий разрыв с пьяницей-матерью, он даже не едет на похороны, получив сообщение от тетки, и очень груб с ней, когда та приезжает поговорить по-родственному. Нельзя сказать, чтобы ласков с инициативной дочерью хозяина - что-то все время его не устраивает, понимай - дело в тонкой душевной организации, требующей «особых» отношений. А тут «зеленые», несмотря на то, что станция легальна, выпускают всех лис, и те гибнут в лесу. Свобода для рыжих оказывается хуже неволи. Егорушка расправляется с противниками решительно - палками по головам в предварительно запечатанных палатках. И неважно, что в одной вопят женскими голосами. Разругавшись с хозяином, запечатывает и себя на целую ночь в вольере с белоснежными собаками-алабаями, но получив извинение от работодателя, возвращается к привычным делам. И герой, и фильм вызвали много разнотолков среди фестивальной публики, потому что «Сердце мира» не шло ни в какое сравнение с ее фаворитами «Войной Анны» Алексея Федорченко и «Историей одного назначения» Авдотьи Смирновой.

Алексей Федорченко, лауреат отечественных и зарубежных фестивалей, обладатель римской награды «Марк Аврелий будущего», снял философскую притчу о войне, основываясь на реальном факте. В ЖЖ проскользнула заметка о том, что во время войны на Полтавщине еврейская девочка два года пряталась в немецкой комендатуре. А вскоре режиссер увидел и саму девочку фотограф Марина Козлова выложила в интернете фотографии 5-летней дочери Марты. Снимки поразили Алексея - это было лицо взрослой женщины. Через год Марта уже снималась в кино и блестяще сыграла Анну (спецдиплом жюри за создание образа войны глазами ребенка). Сам Федорченко называет происходящее «первобытной, почти звериной, историей выживания человека - на фоне страшных событий». Марте приходится глотать капающую со потолка воду, есть сыр из мышеловок, жарить голубей, довольствоваться остатками еды, которую она находит во время ночных вылазок из камина, но сам режиссер акцентирует внимание не на соответствиях реальности, а на духовном стоицизме маленького человека. Самое главное для него, что Анна, освоив к финалу и первый, и второй этажи здания, находит в одном зале карту мира и смело переставляет флажки с территорий всех оккупированных немцами стран и территорий СССР в Германию. Девочка выходит победительницей во Второй мировой войне. Зритель не слышит голоса Анны лишь перекрикивания солдат на восьми языках за стенами камина, но однажды у нее прорываются рыдания - ей приходится запулить рыжим дружком-котом в немецкую овчарку, которая что-то унюхав, полезла в камин. Фильм рождает глубокий эмоциональный отклик, западает в душу, и самое интересное в том, что соавтором сценария Федорченко выступает все та же Наталья Мещанинова. «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой зал также внимал в звенящей тишине - действие развивается в Ясной Поляне и на месте дислокации Московского пехотного полка, писарь которого Шабунин, по решению военно-полевого суда был расстрелян за пощечину вышестоящему чину. Защитником на суде выступал 38-летний граф Толстой, но проиграл. История, как и предыдущая, основана на реальности вперемешку с домыслом. Сценарий написан режиссером в соавторстве с Анной Пармас по главе из книги Павла Басинского «Святой против Льва» (все трое награждены за лучший сценарий). Остроту этому малоизвестному эпизоду из жизни Толстого, связанному со столкновением маленького человека с властью, которая в виде «тройки» способом «казнить нельзя помиловать» решает судьбу человека, придает появление в качестве главного героя поручика Григория Колокольцева (Алексей Смирнов). Это его отец генерал - фигура вымышленная (Андрей Смирнов) ссылает в Тульскую губернию за то, что изволил с дружками напоить слона шампанским. Друг семейства Толстых, жаждущий справедливости человек, здесь он знакомится с оригиналом Шабуниным, и, когда случается конфликт, пылко защищает его, обещая голосовать против несправедливой казни. Как догадался читатель, случается все наоборот: именно Гриша Колокольцев, прослушав блистательную речь Толстого в суде, отдает свой решающий голос «за» убийство Шабунина и получает назначение ротным. Несостоятельной оказалась попытка Льва Николаевича спасти Шабунина, и обратившись через тетушку с письмом к Государю: письмо не передали, так как оно было неправильно составлено. Несправедливая казнь состоялась. Молодого Льва Толстого живо сыграл Евгений Харитонов, Софью Андреевну очень убедительно Ирина Горбачева. А самыми современными во всей этой истории оказались мысли Толстого относительно государственной власти и милосердия к человеку. Не меняется человек во времени.

Приз за лучшую режиссуру, к радости поклонников Григория Константинопольского, получил фильм «Русский бес». По словам программного директора "Кинотавра" Ситоры Алиевой, впервые в таком масштабе на фестивале наблюдалось желание режиссеров сделать глубокие авторские высказывания. Фильмом закрытия стала картина Веры Кричевской «Дело Собчака» - по идее Ксении Собчак. - Кинематограф - не просто развлечение, - сказал на закрытии фестиваля Александр Роднянский, - это идея универсального теста общества на прочность, на главные ценности. И поскольку 29 фестиваль остается в истории нашего кино тем, на котором случилось "Сердце мира", грешно было бы не использовать название фильма как метафору. Тем более, всегда было нашей мечтой - создать "Кинотавр", который был бы «сердцем кинематографического мира». Фестивалем, с площадки которого стартуют молодые, на котором чествуют классиков, любят и уважают друг друга. За расшифровкой понятия «Сердце мира» я обратилась к одному из зрителей. Он сказал так: «Солнце. Вода. Земля. Ветер. Космос». Вот, оказывается, где нужно искать «сердце мира». Начнем, и кому как повезет.

Бюджет "Кинотавра" в этом году составил 180 миллионов рублей, появилось жюри конкурса дебютов. Аккредитовано было около 4 тысяч человек, из них более 300 представители СМИ. Около 40 тыс. зрителей посмотрели программы кино на Театральной площади перед Зимним театром. 

                                                                                          Нина Катаева

                                                                               Фото:  Наталья Аксенова


«Николай II. Семья и престол»
«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской
«Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства»