В московской галерее «Беляево» открылась выставка «Приметы
времени». Экспозиция является специальным проектом
параллельной программы 6-й Московской международной биеннале
молодого искусства и подготовлена выпускниками Школы
современного искусства «Свободные мастерские ММОМА». Основная
ее тема - мифы и ритуалы, присутствующие в различных сферах
нашей жизни.
В традиционном обществе любое событие было ритуально
упорядочено. Сегодня в массовой культуре воспевается свобода,
люди стремятся к независимости, но функции ритуала и сам
ритуал, как образ действия, актуальны и в наши дни:
пробуждение по будильнику, покупка одних и тех же продуктов в
магазине, непроизвольное «постучать по дереву», начало новой
жизни с понедельника& Какими бы механическими не казались эти
действия, они отсылают к традициям наших предков.
Организаторы выставки разделили экспозиционное пространство
на несколько «тематических» секций: город и его легенды,
социальные сети и культ гаджета, отношение человека к своему
телу и обряды с внешностью, фетишизация повседневности и
явление фетишизма, обряды инициации в современном обществе и
истоки ритуальности.
Например, наши предки когда-то приносили жертвы богам, чтобы
послали хороший урожай, чтобы жизнь текла
благополучно. А мы ежемесячно платим организациям ЖКХ за
воду, тепло, свет.
Алексей и Антон Твороговы сложили большого бумажного журавля
из платежных квитанций. Дело в том, что дома у Алексея и
Антона второй год идет капитальный ремонт, которому
конца-краю не видно& А в Японии есть поверье, что если
сделать 1000 бумажных журавликов-оригами и загадать желание,
оно непременно сбудется. Вот авторы и надеются, что их
«произведение» приблизит дату окончания ремонта.
Серия фотографий Кати Жигель «Измерения» изображает самые
обычные городские здания, но снятые под странным углом, будто
«вывернутые», так как съемка велась с помощью зеркал. Автор
предлагает нам взглянуть на свои дома так, как будто мы
попали в четвертое измерение.
В центре полотна «Потеря текстуры» Анастасии Вермеер контур
человеческой фигуры, держащей в руках не то чашку, не то
большую гайку. Рядом лежит мобильник с темным экраном.
Картина создана по мотивам популярного фантастического
сериала «Черное зеркало», который рассказывает об ужасах,
связанных с присутствием в нашей жизни информационных
технологий.
В рамках на стене несколько рисунков или фотографий,
изображающих различные узоры на черном фоне. Но если
присмотреться, то видно, что это части человеческого тела:
кости, конечности& «Рукоделие»
Александры Янченко и Марии Кульчицкой попытка показать, что
связанная с телом ритуальность в конце концов может
превратить его в символический и эстетический объект.
Интерактивный объект «Вумен» - это работа Ксении Башмаковой и
Татьяны Емельяновой, призванная исследовать тревожность,
вызванную навязыванием современным женщинам медиа-идеала. Мы
безуспешно пытаемся подогнать себя под постоянно меняющиеся
шаблоны&
«Плата» Ксении Сергачевой на первый взгляд похожа на обычную
салфетку, вышитую красными шерстяными нитками. Но на самом
деле это материнская схема айфона, выполненная в стиле
ритуальных северных вышивок. Художница видит в ней
«обережно-жертвенный символ современной эпохи гаджетов» и
«олицетворение лабиринта сетей», в которых так легко
запутаться& Одним словом, есть над чем задуматься, созерцая
экспонаты выставки.
Ирина Шлионская
|