Искать!
41 ММКФ
VIII Чеховский фестиваль
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Кино, возбуждающее надежду

В рамках 41 ММКФ было показано 213 фильмов из 64 стран, из них 134 российских. В основное жюри конкурса вошли финская актриса Мария Ярвенхельми, российская актриса Ирина Апексимова, итальянский режиссер и сценарист Валия Сантелла, турецкий режиссер Семих Капланоглу. Председателем жюри стал режиссер Ким Ки Дук. «Для меня каждый фильм имеет особую философию, каждый фильм должен рассказать что-то о жизни человека», - сказал он на церемонии открытия.

Московский международный кинофестиваль всегда был ярким событием в области культуры. Он никогда не обходился без открытий и сюрпризов. Не стал исключением и 41-й по счету фестиваль, прошедший в Москве с 18 по 25 апреля. Всего в рамках ММКФ было показано 213 фильмов из 64 стран, из них 134 российских. Впервые в программе участвовали сериалы. В основное жюри конкурса вошли финская актриса Мария Ярвенхельми, российская актриса Ирина Апексимова, итальянский режиссер и сценарист Валия Сантелла, турецкий режиссер Семих Капланоглу. Председателем жюри стал южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. «Для меня каждый фильм имеет особую философию, каждый фильм должен рассказать что-то о жизни человека», - сказал он на церемонии открытия. Сам Ким Ки Дук на этот раз он привез на фестиваль свою картину «Человек, пространство, время и снова человек». В морской круиз на бывшем военном корабле отправляются представители различных социальных прослоек: политики, гангстеры, обычные добропорядочные обыватели... Но что-то пошло не так, и оказывается, что судно не плывет по морю, а летит по небу. Среди пассажиров начинается борьба за пищу, которой становится все меньше и меньше. Доходит до того, что люди убивают друг друга и начинают есть человеческое мясо... Одним словом, перед нами аллегория, и она о нас с вами, о жителях планеты Земля...

Фильмом открытия стал «Видок: Император Парижа» Жана-Франсуа Рише с Венсаном Касселем в главной роли. В основу картины легла реальная биография легендарного французского преступника XIX столетия Эжена Франсуа Видока, который, чтобы сохранить жизнь и свободу, пошел на сделку с полицией и стал профессиональным сыщиком. Правда, несмотря на исторический контекст, костюмы, декорации и вполне приличную актерскую игру, зрители, побывавшие на показе, приняли фильм не слишком восторженно: даже для криминального жанра здесь слишком много крови и насилия.

В программе фестиваля вообще оказалось довольно много «биографических» картин. Внеконкурсную программу «Мир искусства» открыл фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» о знаменитом танцоре. В картине совместного производства Великобритании, Франции и Сербии сыграли российские актеры Олег Ивенко, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова и Алексей Морозов, а также сам Файнс в роли учителя Нуреева Александра Пушкина.

Молодой режиссер Дарья Иванкова сняла документальную картину «Анатолий Крупнов. Он был» - о жизни и творчестве культового рок-музыканта, лидера группы «Черный обелиск».

Сегодняшняя молодежь не помнит эпоху 80-90-х, а ведь именно на те годы пришелся расцвет русского рока, без которого немыслимо понять нашу музыкальную культуру вообще. Вот этот пробел и попыталась восполнить Иванкова.

От «Воскресенья» до русских в Вене

Пожалуй, одним из самых заметных российских фильмов фестивального конкурса стало «Воскресенье» Светланы Проскуриной. В картине нам показан один день из жизни провинциального чиновника Дмитрия Терехова в исполнении актера Алексея Верткова. Ему предстоит решать разные вопросы как по службе, так и семейные. Но в планы Терехова постоянно вмешиваются странные события. Жена приятеля пытается покончить с собой. Он получает записку, в которой ему угрожают смертью. Мать (актриса Вера Алентова) умирает от тяжелой болезни, приходится заранее договариваться о месте на кладбище... У Терехова сложные отношения с бывшей женой, дочерью, подругой и ее отцом. Его проклинают активисты, протестующие против вырубки парка...

Кстати, первоначально Проскурина планировала снимать фильм, отталкиваясь от «Воскресения» Толстого, потом замысел изменился, а вот название осталось. Сама режиссер позиционирует картину как историю о «лишнем человеке». Причем «лишними» у нее являются и сам главный герой, и его мать, и даже водитель: каждый из них «заражен этой лишностью, как корью». Поэтому вполне законономерной

кажется сцена, когда случайно встреченный подросток бьет Терехова камнем по голове (к счастью, не насмерть). И уже неважно, кем работает Терехов, каков его социальный статус: обнажается внутренняя суть героя...

В процессе просмотра конкурсной картины Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро» по мотивам романа Яны Вагнер постоянно мелькала мысль: такие фильмы снимать нельзя! И дело не в том, что фильм плохой. Напротив, он снят слишком хорошо. Настолько хорошо, что веришь: все происходящее на экране может воплотиться в реальности! Здесь сыграло целое созвездие замечательных популярных актеров: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Марьяна Спивак, Александр Робак, Юрий Кузнецов, Эльдар Калимулин...

В Москве начинается эпидемия смертоносного вируса. Чтобы спастись, главные герои - Сергей с гражданской женой Анной, его отец и сын Анны от первого брака решают уехать на некий необитаемый остров в Карелии, где у отца Сергея есть охотничий домик. Им приходится взять с собой бывшую жену Сергея Ирину и их общего сына Антона, а также семью соседей. Между тем в мире, охваченном эпидемией, больше нет никакого порядка и закона, в нем бесчинствуют мародеры, которые грабят, насилуют и убивают...

При всем этом прекрасно осознаешь главный посыл: в любой, даже самой, казалось бы, безвыходной ситуации, всегда есть выбор: жить по законам волчьей стаи или остаться человеком.

На фоне «мрачной действительности» настоящим «островком позитива» стала «Икра» Елены Тихоновой, русскоязычного режиссера из Австрии. Олигарх Игорь мечтает построить себе виллу на знаменитом Высоком мосту в центре Вены. С этой целью он пытается дать взятки политикам и чиновникам, от которых зависит разрешение на строительство. Столкновение русского и западного менталитета, охота за деньгами олигарха, комические ситуации, в которые попадают персонажи все это снято вполне грамотно и красочно, и оставляет светлые ощущения.

Нацизм и запретная страсть

Немало фильмов так или иначе затрагивают тему нацизма. Герои дебютной конкурсной картины француженки Элиз Отценбергер Адам и Анна в исполнении актеров Артура Игуала и Жюдит Шемла молодая супружеская пара из Парижа с еврейскими корнями. Они отправляются в путешествие по Польше, собираясь посетить еврейское местечко, где родился дед Адама, население которого было уничтожено в войну. А Анна надеется отыскать своих потерянных родственников.

В свою очередь, герой фильма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Произведение без автора», молодой художник Курт, травмирован потерей близкой родственницы Элизабет, исчезнувшей во время войны. На самом деле она была отправлена в газовую камеру по указанию врача Зеебанда, отца возлюбленной Курта Элли. Хотя Курт не знает об этом, давняя драма накладывает отпечаток на всю его жизнь и творчество.

Пожалуй, самый большой резонанс вызвал шведско-датский фильм режиссера Мэй Эль-Тухи «Королева сердец». Главной героине Анне хорошо за 50, она успешный юрист, живет с мужем-ровесником Питером и двумя дочерьми-близнецами. Внезапно в доме появляется Густав сын Питера от первого брака, типичный трудный подросток. Анна соблазняет пасынка, разрушая этим и его, и свою жизнь. О каких-то чувствах тут речи не идет, только о страсти. При этом похоже, что оба персонажа начисто лишены каких-либо моральных устоев.

Картина типично скандинавская, и в общем-то нельзя сказать, что бесталанная. О чем же она? Думается, о том, что может случиться, если дать волю своим темным инстинктам, поставив их превыше остальных жизненных ценностей.

Разобраться в самом себе

«Серебряного Святого Георгия» за лучшее исполнение мужской роли получила трагикомедия «Пустота» финского режиссера Алекси Салменпери. Главный герой, писатель Ээро (актер Томми Корпелла), не в состоянии выбраться из творческого кризиса. Он выдает за собственное творение чужой роман, не может наладить отношения со своей возлюбленной, и наконец, воспитывает ребенка, рожденного ею от другого мужчины... Фильм многослоен, символичен, заставляет задуматься над жизненными и философскими вопросами что еще нужно зрителю?

Главный приз фестиваля «Золотого Святого Георгия» - завоевал фильм казахского режиссера Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста». Сорокалетний Канат (актер Дулыга Акмолда) работает в банке и с некоторых пор утратил смысл жизни. Внезапно появляется успешный Даник (Ержан Тусупов), жизненное кредо которого идти по головам...

«Фишка» картины в том, что все диалоги были подслушаны режиссером в реальной жизни. Также в ней мало эмоций и почти нет музыки. Зато есть нецензурная лексика.

Шарипов на пресс-конференции сказал, что, снимая этот фильм, вовсе не пытался выработать какой-то личный творческий почерк, а хотел «экспериментировать и баловаться». Эксперимент, судя по всему, оказался удачным. В картине есть общие, актуальные для большинства из нас болевые точки поиски себя, необходимость отвечать на вызовы современного мира... При этом оба исполнителя главных ролей составили очень гармоничный тандем. В фильме нет ничего лишнего, все естественно и идет своим чередом.

Психологизм охватил и документальное кино. В конкурсе приняла участие американская картина «Людно внутри», снятая русскими - продюсером Виктором Илюхиным и режиссером Ольгой Львовой. Героиня фильма, американка Карен, по профессии психотерапевт, работает с пациентами, страдающими диссоциативным расстройством идентичности. В мозгу такого человека может обитать несколько независимых друг от друга личностей. Парадокс в том, что Карен сама страдает таким расстройством и не скрывает этого. Фильм позволяет взглянуть на ситуацию «изнутри» и дает таким людям надежду на то, что они научатся управлять своими «личностями», как это получилось у Карен.

«Аут» французского режиссера Дени Парро состоит из видеороликов, размещенных в Сети молодыми представителями нетрадиционной сексуальной ориентации. Практически все они представляют обращения к близким, признания в том, что они «не такие, как все».

В формате короткого метра

Из короткометражных лент, пожалуй, особо следует отметить «Улицу Патисион» греческого режиссера Марины Симеу. Главная героиня актриса, которой предложили принять участие в пробах на роль Виолы в пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь». Но когда она отправляется на прослушивание, ей звонят и сообщают, что маленький сын остался дома один. Актриса разрывается между выбором: карьера или ребенок. Весь фильм женщина бежит по улице, разговаривая по мобильнику. При этом мы видим ее только со спины. А вокруг кипит бурная афинская жизнь...

Впрочем, еще более бурные эмоции вызвал фильм «Мамины шпильки» Татьяны Федоровской. Действие происходит в 1941 году на Украине. 10-летний Яша единственный уцелевший из уничтоженной немцами еврейской семьи. Вместе с козликом Федей мальчик спасается от фашистских карателей и переплывает на лодке Днепр на том берегу стоят советские войска. «Я представлял, что мог чувствовать человек в такой ситуации», - рассказывал на пресс-конференции исполнитель главной роли Яша Белорусов. Те, кто видел фильм, утверждают, что не могли сдержать слез...

«Горбачев» вместо «Братства»

На традиционном брифинге для СМИ перед открытием фестиваля глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков пояснил, почему решено было заменить фильм закрытия. Изначально планировалось показать картину Павла Лунгина «Братство» об «афганцах». Но, по словам Михалкова, ее неоднозначно восприняли сами ветераны афганской войны. Да и художественные достоинства фильма «довольно средние», признался Никита Сергеевич. Поэтому на закрытие поставили «Встречу с Горбачевым» Вернера Херцога и Андрэ Сингера. «Мне думается, что закрыть фестиваль этой картиной интересно, - заявил Михалков. - Это взгляд большого режиссера на исторические события».

В то же время, по мнению мэтра, кончилась та эра, когда уровень фильма определял его успех на Западе.

Сегодня надо ориентироваться на успех у отечественного зрителя

На брифинге в преддверии церемонии закрытия Михалков отметил: «Больше стали ходить на российские картины...Постепенно людей приучили к тому, что они не хотят смотреть на мерзость, на себя, они хотят смотреть на свет в окошке... Опять же, это не значит потакать плохим вкусам. Но это значит, что появилось кино, которое возбуждает в людях надежду, желание жить».

                                                                         Ирина Шлионская, Анна Юферева
                                                                         Фото Анны Юферевой


Зурабу Церетели исполнилось 85 лет
«Николай II. Семья и престол»
«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской