Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Новое казахское кино: лидерство или истина?

Недавно в российский прокат вышел фильм казахского режиссера Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста», завоевавший главный приз – «Золотого Святого Георгия» - на 41-м Московском международном кинофестивале. Пожалуй, эта победа для многих стала неожиданностью. Что же такого особенного в этой картине?

Начнем с того, что фильм, жанр которого критики определяют как социальную драму, был снят по мотивам повести Данияра Сугралинова «Кирпичи 2.0», написанной в 2014 году. Но, пожалуй, у повести и кинокартины мало общего, разве что попытки главного героя как-то изменить жизнь. К тому же действие книги происходит в России, а фильма в Казахстане.

Сюжет, на первый взгляд, незамысловат. Сорокалетний алматинец Канат (актер Дулыга Акмолда) работает проектным аналитиком в банке, разведен, имеет дочь-подростка, живет с пожилой матерью, которая, похоже, страдает болезнью Альцгеймера (Гульжамал Казакбаева). Он переживает кризис среднего возраста и с некоторых пор перестал видеть смысл в жизни. Руководство отправляет героя на тренинг по управлению персоналом. Там рассказывают, как достичь успеха и стать лидером (кстати, изначально картина называлась «Секреты лидера»). Участникам дают задание - сформулировать на бумаге свою мечту, но у Каната ничего не выходит.

Впрочем, вскоре ему предстоит и практический мастер-класс по лидерству: деловым партнером его банка становится Данияр (Ержан Тусупов), с которым они вместе учились то ли в школе, то ли в вузе. Но в отличие от Каната, ведущего скучную жизнь и работающего на рядовой должности, Даник (так его все называют) выбился в «хозяева жизни». Хотя его жизнь далеко не безоблачна был трижды женат и один раз чуть не сел в тюрьму. Он ходит в мечеть, чтобы успокоить свою совесть и замолить грехи.

Несмотря на разницу в статусе, Данияр сразу же проникается к Канату расположением. Они начинают вместе проводить время: выпивка, караоке, сауна... При этом Даник претендует на роль гуру для приятеля, знакомит его со своими успешными друзьями. Однако очень быстро становится ясно, что его жизненная философия идти по головам, добиваясь своих целей.

«Баба любит, чтобы ее силой брали», «Кто информацией владеет, тот и папа», - учит циничный Данияр. Какую же цель он преследует, сближаясь с Канатом? Дело в том, что в банке предстоит реструктуризация, и Даник планирует выдвинуть «своего» человека на один из ключевых постов.

В поисках «Истины»

Поначалу Канату как будто нравится общение с Даником, и он принимает все предложения приятеля. Однажды тот приглашает в сауну двух студенток, подрабатывающих путанами. После сексуальных утех Даник подвозит всех домой на своей машине, а вскоре становится известно о бесследном исчезновении одной из девушек, работающей под псевдонимом Дикра по-казахски «Истина».

Постепенно мы понимаем, что эта линия как раз и является центральной в фильме. Недаром в самом начале мы видим женщину, которой сообщают по мобильному о смерти ее дочери.

Канату пропажа проститутки не дает покоя, он пытается что-то разузнать о ней и в конце концов начинает уговаривать Даника обратиться в правоохранительные органы ведь, получается, тот был последним, кто видел девушку. Но приятель наотрез отказывается давать показания, заявив, что тогда вся его жизнь и карьера будет разрушена. Что же касается Каната, то ему следует выбрать: поиски истины или счастливая, успешная жизнь, говорит Даник.

На этом картина фактически и заканчивается. Мы видим, как несколько месяцев спустя Канат забирает свою мать из больницы. Остается неизвестным, как дальше складывались события в его жизни: получил ли он повышение, продолжилась ли его дружба с Даником, что случилось с пропавшей девушкой... Зрителю явно предлагается «додумать» это самому.

Неважно, имеет ли Даник отношение к исчезновению Дикры. Скорее всего нет. Важно другое: выбор, сделанный главным героем. На тренинге учат, что если хочешь стать успешным, надо уметь обрывать связи с людьми, которые тянут тебя вниз, тянуться за лидерами... И вот Канату предстоит выбирать между влиятельным успешным Данияром и проституткой, с которой он едва знаком и которая находится на одной из самых нижних ступеней социальной лестницы.

Многие сравнивают «Тренинг» с нашумевшим «Бойцовским клубом». Правда, там речь идет о раздвоении личности. Здесь же Даник не является вымышленной второй личностью главного героя, но в психологическом плане он «темный» двойник Каната, его антипод, олицетворение мира, где жертвуют общечеловеческими ценностями ради власти и денег.

Удачный эксперимент

В фильме четко просматривается социальный аспект. В лифте банковские клерки обсуждают, переименуют ли Казахстан и его столицу Астану в угоду Западу и нужно ли отмечать День святого Валентина или заменить его каким-то национальным праздником... Проблемы бывшей советской республики, связанные с утратой четкого курса развития, вопросами национальной идентичности, метаниями между Европой и Азией, разгулом коррупции - частично актуальны и для России. Недаром все персонажи «Тренинга» говорят только на русском языке. Постепенно мы осознаем, что эта история могла произойти где угодно и с кем угодно.

«Фишка» картины в том, что все диалоги были подслушаны режиссером в реальной жизни. Также в ней мало эмоций и почти нет музыки. Зато есть нецензурная лексика, которая в прокатном варианте заменена «пиканьем».

Фархат Шарипов на пресс-конференции сказал, что, снимая этот фильм, он вовсе не стремился выработать какой-то свой личный режиссерский почерк, а пытался «экспериментировать и баловаться». Эксперимент, судя по всему, оказался удачным. И неудивительно: в картине есть общие для большинства из нас болевые точки: проблемы адаптации к стремительно меняющейся реальности, поиски себя, необходимость для «маленького человека» отвечать на вызовы современного мира.

А что касается названия, то оно символично: каждому из нас предназначен свой «тренинг личностного роста» - путь, который мы выбираем в жизни.

 

                                                                                                                                                      Анна Юферева


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка