Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

42 ММКФ. Начали «за здравие», закончили - тоже

Фильм открытия 42 ММКФ «Серебряные коньки» Михаила Локшина сразу же вызвал у критиков ассоциации с «Титаником». Любовная пара, и правда, получилась невероятно красивая. Наверное, впервые за последние много лет поклонники отечественного кинематографа смогли увидеть такой гармоничный и слаженный актёрский дуэт. Действие фильма происходит в 1899 году в зимнем Петербурге. Все вокруг готовятся к встрече нового года...

Накануне нового столетия судьба сводит девушку и юношу из совершенно разных миров. Матвей (Федор Федотов) сын фонарщика, недавно примкнувший к шайке карманных воров,  Алиса (Соня Присс) дочь графа, крупного сановника, мечтающая поступить в университет и посвятить свою жизнь науке. «Серебряные коньки» - красивая сказка с шикарными костюмами и массовками, невероятными декорациями и историческими интерьерами. Это сказка о зимнем Петербурге, о Петербурге, который никто никогда таким не видел и который никогда таким не был: с километровыми катками на месте рек и каналов, ясным голубым небом и «пиратским» кораблем, вмерзшим во льды... Для съемок во дворе Михайловского замка была построена декорация Императорского катка. В картине присутствуют натурные сцены, когда герои реально катаются по льду на Фонтанке и Мойке. Часть съемок проходила в Доме ученых, в Мраморном и Гатчинском дворцах, на Витебском вокзале. Знакомство, тайные свидания, прогулки по ночному городу...
И вот, однажды Она прибегает к Нему в воровской притон с коробочкой бриллиантов и предлагает неграмотному мальчику все блага  сразу: любовь, дружбу, деньги и возможность совместного побега в Париж с последующим безбедным проживанием в европейской столице... Ну, не жизнь, а просто праздник какой-то! Уже через несколько минут этот «праздник» оборачивается для графини чуть ли не потерей жизни. Однако, молодым любовникам снова везет, а  второстепенные герои закономерно уходят со сцены, сделав трагические лица. Один из них главарь воровской шайки Алекс, некогда предложивший  Алисе почитать «Капитал».  Жестокий, хитрый и циничный персонаж получился в картине невероятно интересным  и притягательным благодаря харизме исполнителя - Юрия Борисова.
Побег молодых героев  - Алисы и Матвея - тоже заканчивается вполне удачно. А прежде чем исчезнуть из дома, дочь, разумеется, поругалась с родителями. Классические сюжетные ходы иногда вызывают удивление неожиданными деталями.  Для того, чтобы строгий папаша отправил в печку библиотеку непокорной дочери ей не обязательно было читать Маркса, достаточно было бы какого-нибудь  фривольного романа.  Стоило ли пугать зрителей «призраком коммунизма»?  Ведь создателей фильма за руки точно никто не тянул. Однако, видимо, очень хотелось... В результате немножко перемудрили, и запутали сами себя. Фильм получился то ли о князьях, то ли о ворах, то ли о коньках, то ли о Петербурге, то ли о любви, то ли о социальном неравенстве. В общем, нужное  - подчеркнуть, а ненужное - вычеркнуть.
Фильм закрытия фестиваля  - «На острие»  Эдуарда Бордукова рассказывает о современной России. Но и здесь - «экзотические» персонажи в «экзотических» условиях. Если в фильме открытия  это высший свет и маргиналы, здесь - олимпийские чемпионки-саблистки и их ближайшее окружение.  Опять же то, чего обычный человек в своей жизни никогда не видит... Только в картине «На острие»  представлен совершенно «легальный» сценарий успешного выживания в социуме. Не надо врать, воровать,  не надо никого убивать, читать запрещённую литературу, угонять автомобили,  находу запрыгивать в паровозы, убегая от полиции. Чтобы стать богатой и знаменитой достаточно хорошо учиться в спортивной школе и занимать призовые места на соревнованиях.
В центре картины противостояние двух саблисток. Александра Покровская (Светлана Ходченкова) уже на пике славы. Чтобы окончательно вписать свое имя в историю спорта, ей остается сделать последний шаг  -  взять олимпийское золото. В это же время в команде появляется девятнадцатилетняя Кира Егорова (Стася Милославская), девушка из провинции, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Ее манера вести бой невероятна  агрессивна, к тому же молодая спортсменка отличается нечеловеческой скоростью и быстротой реакций.
Здесь много разговоров о стратегии и тактике, о партнерстве и соперничестве, о характере, о слабостях и о силе воли, о том, как научиться  побеждать и о том, как стойко сносить поражения. Декорации не грешат чрезмерной натуралистичностью. Красивые люди в красивых белых костюмах (чем-то напоминающие космонавтов из советской фантастики) тренируются в современных чистых спортзалах  и отдыхают в дорогих стильных интерьерах.
Мораль сей сказки такова: тренер может быть и манипулятор, но работа его эффективна. Папа Киры может и был в чем-то когда-то неправ, но все-таки он папа... Вырастил дочку, вырастил чемпионкой. Девушки может быть взбалмошные, но все-таки приносят стране золото. И вообще, главное уметь работать в команде, и не ставить свои интересы выше общественных. А еще, по ночным клубам ходить плохо, потому что там пьют алкоголь, что очень неспортивно; гулять по улицам поздно вечером женщине опасно, потому что там могут встретиться всякие темные личности, настолько жуткие и неадекватные, что даже профессиональная саблистка от них едва ли отобьется, а если отобьется, то с большим трудом, и с помощью сувенирной шпаги, спрятанной в пучке волос...
Оба фильма, помимо всяческой голливудщины,  почему-то напомнили картины Григория Александрова, в которых снималась Любовь Орлова. «Фабрика грез»  на отечественной почве по-прежнему производит «важнейшее из искусств»... Обе картины  похожи на новогодние наборы конфет, специально для детей упакованные в блестящие цветные коробочки.  Среди множества обычных сладостей в наборе найдется еще и пара шоколадок, не только вкусных, но и полезных, с добавлением витаминов, а в данном случае с добавлением морали. Правда, и отношение  создателей таких фильмов к своему зрителю соответствующее. Это не разговор на равных, это разговор с подопечным, значительно ниже находящимся по уровню развития, с подопечным, которого надо изумлять, развлекать и немножко воспитывать.

                                                                                                                                                                                                     Анна Юферева
 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка