Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

37 ММКФ. Орлеан. Угрызения совести

Самое гиблое при таком сюжете – читать мораль. Сценариста просто высмеяли бы. Нарядили бы как чучело и сожгли на масленицу. Юрий Арабов неожиданно обратил все это в жанр комедии. В некий стеб. И счастливо избежал сожжения насмешками.

Сценарии Юрия Арабова  может ставить  не только  Сокуров, но и другие режиссеры. Прошкин, отец и сын  взялись за Арабова совместно. «Чудо» и «Орда»  стали явлениями. Новый фильм  по сценарию Юрия Арабова, поставленный Прошкиным-младшим, «Орлеан»  радует прежде всего  утверждением традиционных нравственных ценностей, как это ни парадоксально прозвучит для «черной комедии». Именно в этом гротескном жанре  и снят фильм.  Сценарий был написан давным давно и уже вышел как роман отдельным изданием и наконец дождался своего воплощения.
Кино постоянно отвоевывало у нравственности все новые и новые территории,  пересекая границы дозволенного и расширяя их. Втроем?  можно, группа?  дозволено. Со своим полом,  обязательно. Новые варианты  и типы семей, так это необходимо просто. Прогресс же! Без этого никак.  Матерщина? Нужна, просто как воздух. Все чтоб  реалистично, как в жизни. Правда в жизни никто публично матом не ругается, про себя, как бы. Это хулиганство все таки. А в кино мат публичен. Совсем не как в жизни. 
И вот, наконец, за все это приходит расплата.  Это кино мстит за все другое кино. За весь кинопроцесс. И за аморальность и за мат. Все получают, наконец, жестокую расплату. Из города выводятся праведники, чтобы город полностью погубить, чтобы его жителей полностью отдать  во власть демона  под названием  «совесть».  Чтобы она грызла, мучила, превращая жизнь в кошмар, в истинный ад. Впрочем, откуда она, у жителей  этого Орлеана, совесть, они ее давно потеряли. Вот именно этот глагол «потерянную» совесть играет в этом фильме Виктор Сухоруков.  Название намекает на реальный кошмар американского Нового Орлеана, полностью уничтоженного стихией.  О Содоме и Гоморре и говорить нечего,  тут воссоздана доподлинная предыстория этих «Голливудских» городов.
Самое гиблое при таком сюжете  читать мораль.  Сценариста просто высмеяли бы.  Нарядили бы как чучело и сожгли на масленицу. Юрий Арабов неожиданно обратил все это в жанр комедии.  В некий стеб. И счастливо избежал сожжения насмешками.
Первые же кадры настаивают  на нешуточный лад. Из утробы женщины извлекаются части  плода. Крупным планом ручки, ножки. Совсем не картонные ужасы чудовищ, пришельцев. Вполне реалистические ужасы наших дней. Аборты в Росси совершаются ежесекундно. 
Итак, некая сущность, воплощение совести, с лицом Виктора Сухорукова, материализовалась в  фантастическом городе «Орлеане» и приходит к грешным людям, чтобы их безжалостно мучить.
Это некий современный почти Гоголевский «Ревизор», только его уж не принимают радушно, не считают, что его можно подкупить, задобрить. Хотя одно время  у орлеанцев  была  и такая надежда - задобрить. Но все напрасно. Этот Мошиах  вариантов  возможных имен  этого персонажа дано в фильме множество,  пришел мучить, мучить до смерти. 
 Первой он является парикмахерше (Елене Лядовой), которая лежит в больнице после очередного аборта.  «Ты  убила целый детский сад» - говорит ей «совесть».  Актриса играет такую тварь, что к ее фамилии уместно было бы прибавить букву «Б».  Вместо задумчивых,  с богатой внутренней жизнью героинь, теперь Елена Лядова   демонстрирует нам настоящую сучку, стерву,  и шлюху,  привлекательную при этом и сексуальную.  Неожиданная роль сыграна настолько уверенно, убедительно,  что сразу получила «Золотого Георгия» за лучшую женскую роль Московского кинофестиваля.
Наиболее продвинутым в смысле  мистики и философии в городе оказывается следователь (Виталий Хаев).  Он настоящий предсказатель и толкователь, он первый распознает в  появившемся страннике Мошиаха, он  ставит стул при въезде в город, чтобы первым узнать  по известным только ему приметам, кто придет.  Сначала он не верит, конечно, в материализовавшуюся  из его грехов совесть, и  посылает полицейских, покошмарить самозванца. Громилы берут «совесть» в оборот и забивают до смерти.  Но, потом, уже в морге,  в морозильной камере, они видят «отмороженного», смотрящего на них с усмешкой человека. Вот тогда, собственно, и начинается для них ужас. Совесть убить нельзя.  Не читали они классику.
Кстати, очень удачно, что этот мистический персонаж имеет вполне реальные документы, имя и фамилию. И даже свой офис. Зовут «совесть» Павлючек. Ударение варьируется то на  последнем, то на предпоследнем слоге. И есть у него должность  экзекутор. «Инквизитор»?  переспрашивает кто-то. «Нет, инквизитор выносит приговор, экзекутор исполняет» - поясняет продвинутый следователь. Интересно, как признался сам Арабов, эту фамилию он взял у  известного кинокритика, ныне пишущего для газеты «Труд», который однажды решился как-то покритиковать  фильм Арабова. Алаверды, так сказать.
Приятно, что это интеллектуальная комедия. Игра смыслами тут многообразна и душевна. Особенно приятно внимать этой игре на фоне всепобедившей, оглупляющей, торжествующей попсы, заполнившей все возможные, кино и теле, экраны.
Именно интеллектом он давит и «кошмарит» парикмахершу, которая в ужасе бежит к своему любовнику хирургу (Олег Ягодин) жаловаться.  А тот в свою очередь наводит  правоохранительные органы на неожиданного «пациента». Сам хирург кроме того, что бабник, и сам делает аборты, залетевшим от него женщинам. Сношается с женщинами он прямо в присутствии парализованного, неподвижного отца, у которого уже пролежни, уход отсутствует.
Финал  фильма чудовищный. Следователь сам себя приговаривает к  пожизненному сроку и его запирают в одиночке. Хирург, чтобы избавиться от угрызений совести, зашивает себе рот, зашивает глаза, и затыкает уши. Но, как мне кажется, безуспешно.
Музыку к фильму заказали Алексею Айги. И он написал  замечательную музыку к «цирковым» эпизодам фильма.  Об остальной музыке  не задумывались. Отдали  монтажный план монтажистке и стали ожидать итогового варианта. Монтажистка, предоставленная сама себе, одела наушники и делал монтаж под музыку группы  The Tiger Lilies. С этой музыкой потом режиссер и смотрел фильм.   Андрей Прошкин принял, утвердил монтаж вместе с музыкой. Послали The Tiger Lilies  письмо, с просьбой разрешить использовать их музыку. Группа потребовала сам фильм. Послали фильм. И получили отрицательный ответ.  Попытались  заменить музыку, но оказалось, что монтаж сделан так, что наложить другую музыку невозможно. Надо было перемонтировать заново весь фильм.  Капкан захлопнулся. Тогда в переписку с группой вступил Юрий Арабов и после  длительных консультаций, выяснилось,  что The Tiger Lilies не согласна с  идейной трактовкой фильма. То, что в нем осуждается, с их точки зрения, есть область свободы, и не подлежит  запрету и порицанию. То есть, ухаживать за родителями не обязательно,  верность хранить незачем и аборты делать вполне цивилизационно. Ну, и полиция, стало быть, может делать что заблагорассудится.  В конце концов, удалось  достичь компромисса. В конце фильма мы видим результат этого компромиссного соглашения. В титрах вставлен крупный анонс, что The Tiger Lilies не согласна с концепцией фильма. Так удалось сохранить лицо европейской демократии.

                                                                                                                                                                                          Лев Алабин


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка