Искать!
41 ММКФ
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Строители канала им. Москвы: забытая история Дмитровского лагеря»

С момента окончания строительства канала Москва-Волга прошло 80 лет. Это была крупнейшая стройка второй пятилетки, решившая проблему водоснабжения Москвы. Вглядываясь в ее историю из предполагавшегося некогда светлого будущего, мы можем, наконец, вполне осмыслить роль этого проекта.

Команда исследователей Мемориала попытается заполнить одно из «белых пятен» истории и рассказать о Дмитровском исправительно-трудовом лагере НКВД, развернутом в Москве и ближайшем Подмосковье для сооружения советского индустриального чуда 30-х годов cудоходного канала Москва-Волга. Советские «стройки века» это проекты, в которых человеческая жизнь была лишь расходным материалом для воплощения амбициозного замысла государственных лидеров. Изученные нами архивные материалы позволяют рассказать об основных вехах строительства канала. Лагпункты, расположенные вдоль будущей 128-километровой водной трассы, представляли собой практически отдельный город со всем необходимым для его подневольного населения.
С момента окончания строительства канала Москва-Волга прошло 80 лет. Это была крупнейшая стройка второй пятилетки, решившая проблему водоснабжения Москвы. Вглядываясь в ее историю из предполагавшегося некогда светлого будущего, мы можем, наконец, вполне осмыслить роль этого проекта, для реализации которого в 1932 г. был создан самый большой лагерь ГУЛАГа Дмитлаг.

Построенный лучшими инженерами и архитекторами того времени, канал растянулся более чем на 100 км. Сейчас пейзажи по его берегам выглядят почти идиллически полуразрушенные, заросшие зеленью постройки напоминают античные руины, овеянные романтикой прошлого. Трудно поверить, что менее века назад здесь стояли бараки и заборы с колючей проволокой.

Неблаговидные факты из истории канала всегда тщательно скрывались, а их следы уничтожались. Почти все руководство Дмитлага и множество заключенных были расстреляны в годы Большого террора, вольнонаемные строители давали подписку о неразглашении информации, лагерные архивы сжигались в годы войны. Места, где находились зоны, были рекультивированы, а позже застроены. Между тем берега канала до сих пор являют собой огромное, нигде и никем не зарегистрированное кладбище заключенных. Человеческие останки регулярно обнаруживаются в котлованах новых строек.

До 1947 г. канал «Москва-Волга» носил имя Сталина, стыдливо убранное в год 800-летнего юбилея Москвы тогда его переименовали в «Канал имени Москвы». Слово «имя» до сих пор остается несуразной тенью прежнего названия, исподволь проникшей в новое, проявляя суть этого переименования, фактически заключавшегося в необходимости сделать канал безымянным.

В сентябре 2017 года Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» при поддержде посольства Канады запускает новую экскурсионную программу под названием: «Строители канала им. Москвы: забытая история Дмитровского лагеря».
Экскурсия проходит на теплоходе от Химкинского водохранилища через Хлебниковский район до конца Клязьминского водохранилища и обратно. Продолжительность прогулки 4 часа. 
                                                                                                          www.memo.ru
 


Зурабу Церетели исполнилось 85 лет
«Николай II. Семья и престол»
«Предивное художество»
«Шедевры церковного искусства Болгарии»
«Перу Хаус» продемонстрирует лучшее из Перу во время ЧМ-2018 в Москве
Импрессионизм в авангарде
К 200-летию Института востоковедения Российской академии наук
80-летний юбилей Людмилы Петрушевской