Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Анклав

Как следует из названия, фильм рассказывает о сербском анклаве в Косово. Главные герои - дети. Трое албанских детей и один - серб. Дети, есть дети, двое албанцев незлобные, они играют с сербом.

Оставшиеся в Косово сербы живут в небольших изолированных общинах анклавах. Вынужденные ютиться в тесноте, сербы ведут существование в крайне тяжёлых условиях. А что происходит, когда в анклаве умирает человек, а кладбище находится на вражеской территории? 80-летнего старика всё-таки похоронили, но лишь благодаря его десятилетнему внуку, который отважился совершить нечто немыслимое как для сербов, так и для албанцев он продемонстрировал свою любовь и подружился с чужаками.
Горан Радованович родился в Белграде в 1957 г. С 1977 по 1980 стажировался в Мюнхене как стипендиат Гёте-института. В 1982 г. закончил философский факультет в Белграде, специализировался в области истории искусств. По возвращении из Мюнхена в Белград в 1980 г. работал как кинокритик. С 1984 г. стал писателем и режиссёром художественного и игрового кино.  Член Европейской киноакадемии. В 2009 поставил фильм «Скорая помощь». Ретроспективы его документальных фильмов проходили в Мексике, Испании, Австрии и на Кубе. Его работы удостаивались призов множества международных кинофестивалей.

АНКЛАВ
Enclave
Enklava
Режиссёр Горан Радованович
Сербия, 92, 2015
 

Как следует из названия, фильм рассказывает о сербском  анклаве в Косово.  Главные герои  - дети.  Трое албанских детей и один - серб. Дети, есть дети, двое албанцев незлобные, они играют с  сербом. Его зовут Ненад, а вот третий албанский мальчик Башким,  ходит с пистолетом, у него убили отца на войне и сербов он ненавидит. Они играют в прятки и злобный Башким заставляет Ненада постоянно водить, хотя ему уже надо идти домой, потому что умер дедушка и надо пригласить священника для отпевания. Но его не отпускают и заставляют силой играть.  Водящий должен встать под колокол, который еще не повесили и считать.  Потом идти искать.  Но мальчик не подчиняется. На него наставляется пистолет. Он стоит под колоколом и не хочет считать. Тогда мальчик стреляет  в озлоблении в колокол.
- Боишься? - кричит он
 -Нет! - отвечает серб из-под колокола.
Опять стреляет.
- Боишься?
 - Нет!
Третья пуля рикошетом попадает в веревку, колокол падает, а следующая пуля рикошетом попадает в ногу албанцу.
В это время в албанском селении идет свадьба. Мулла венчает молодоженов.
 А в соседском сербском селении идут похороны.
Православный священник едет на бричке и на дороге встречает раненого мальчика. Берет его на руки и отвозит родителям. Все это молча. Они враги, это видно. Давно не разговаривают.
Все как в евангельской  притче о добром самарянине. Только на этот раз «ближним» оказался священник.  И вот это доброе дело  рождает  целую череду добрых дел.
 Взрослые спрашивают  своего ребенка, кто тебя ранил?
 Он отвечает, кратко -  Серб. Врет, и от вранья мальчику становится  хуже, чем от раны.
Взрослые берут оружие и  идут мстить. Сцены мести нам к счастью, не показывают.
На следующий день мальчик одумался и сам, на костылях идет  к  колоколу. И под ним живой сербский мальчик.  Он счастливо пережил пожар, который устроили албанские  мстители.  Он зовет взрослых сербов, мальчика спасают.
А потом, уже в Белграде, в школе спасенный Ненад пишет сочинение на тему: "Мой лучший друг". Ясно, о чем он напишет
Вот такой замечательный, христианский фильм.
 На фестиваль приехала большая  съемочная группа. Режиссер, художник, актриса с говорящей фамилией Добра, два продюсера. И мальчик, исполнитель главной роли. Его  зовут Филипп. Филипа мы спросили, а возможна ли в реальности дружба с албанскими  мальчишками. Он кратко ответил «Невозможна».
И прокат этого фильма  в Косово тоже невозможен.  Албанская сторона  фильм игнорирует. Хотя фильм был показан во всех сербских анклавах и о нем, конечно, всем известно.
Простая история, символичная. Кто-то стравил два народа и теперь они не могут жить вместе.  Слишком горька память о взаимных обидах.  Силы «кейфор» тут бессильны. В фильме много   реалистичных эпизодов, говорящих о сложившейся атмосфере нетерпимости. В основном страдают сербы. Их меньшинство, они  проигравшие. Показывается, как из Сербии на территорию Косово, теперь албанского государства, признанного всеми странами, кроме России,  въезжает автобус. Его  встречают камнями. Разбиты все стекла, а водителю камень пробил голову. Никто не заступается  за сербов. Ни  полиция, ни силы «кейфор». Официальные власти нисколько не озабочены, что весь автобус разбит от нападения. С пристрастием проверяют документы, делая все, чтобы эта процедура была как можно более унизительной.
Подкупает в фильме, что, несмотря на обилие жестоких сцен, в нем нет истерик, повышенных тонов, присущих голливудскому кино.  Тут все по-настоящему.  Даже в самых острых эпизодах мы не видим истошных криков, слез.
Ненад остался под колоколом на всю ночь. Никто не знает, что он  здесь. Мало того,  деревянную колокольню поджигают албанцы. А мальчик  все равно спокоен. Вокруг огонь, а он  начинает считать  считалочку. «Уно, буно...» И огонь гаснет у его ног. Как это трогательно, он читает не молитву, (молитвы он, конечно, знает, как это видно из других эпизодов) а считалочку, которую его заставляли говорить, а он отказывался. Она оказывается волшебной считалочкой.
Кстати, у нас тоже есть такая считалочка. Знакома мне с детства. «Эники, беники ели вареники...»  Первые слова, как и в сербской,  это искаженные латинские цифры раз, два. Как глубоко по всей Европе засела латынь.  И в России некогда латынь проходили в гимназиях, отсюда и наша русская считалочка.
Филипп, играющий в фильме  Ненада, действительно живет в анклаве.  По сути, он играл самого себя. Хотя  сценарий написан не по реальным событиям. Но все, что в нем  есть будничная жизнь. Много в фильме таких деталей этой будничной,  жизни в которой смерть ходит совсем близко от любого серба. В анклавах, например, нет сербских школ. Поэтому Ненада и везут в Белград.
Филипп всех очаровал. На открытие фестиваля он пришел в большущем, не по росту фраке,  до колен, ослепительной белой рубашке, бабочке. А вот низ импровизированного костюма являл спортивные брюки и кроссовки.
Кстати, примерно так же он был  одет и в фильме. Одежду Ненада унесло быстрое течение  горной речки. За это он получает розги от папы. Но и это наказание он переносит  со стоическим спокойствием.  Взамен утраченным, он теперь носит  взрослые джинсы, которые с него постоянно сваливаются.

                                                                                                                                                                                                                 Лев Алабин


 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка