Специалисты называют этот период «культурой интеллектуалов»,
так как увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое
знание философских и исторических трактатов становится
настоящим культом. Именно этот комплекс знаний и интересов в
Китае обозначается понятием «ученость».
Не только представители аристократического сословия, но и
художники самых разных направлений являлись людьми
высокообразованными, знатоками и тонкими интерпретаторами
искусства более ранних периодов. Источником вдохновения для
них служили, прежде всего, произведения мастеров династий Тан
(618907 гг.) и Сун (9601279 гг.), которые всегда
воспринимались как вершина утонченности и изысканного стиля.
Прекрасные образцы, которые окажутся в выставочных залах
Музеев Кремля, позволят зрителю показать практически все
аспекты, которыми славится культура эпохи Мин: великолепный
фарфор, живопись, резьба по камню, мебель.
Шанхайский музей является обладателем уникальной коллекции
мебели династии Мин. На экспозиции посетители увидят уголок
«кабинета интеллектуала», в котором будут представлены
разнообразные предметы убранства интерьера кресло, столики
для каллиграфии и для курильницы, этажерка для хранения книг
и свитков, отличающиеся красивыми линиями, благородной и
качественной резьбой по дереву. Помимо мебели, здесь будут
показаны и предметы, которые в Китае называют «сокровищами
кабинета» изысканные тушечницы и сосуды для разведения
туши, подставки под кисти и т.д.
Интеллектуалы династии Мин были увлеченными ценителями и
коллекционерами произведений искусства. Они старались
окружать себя старинными вещами или изделиями, выполненными
под влиянием милой древности. Художники успешно переосмысляли
старые формы и декор в бронзе и нефрите. В то же время,
появляются новые техники резной лак и перегородчатая эмаль.
Экспозиция будет включать изделия, которые являлись не только
украшениями интерьера или одежды, но и объектом
собирательства.
Несомненно, «визитной карточкой» династии Мин являлся фарфор.
Он по праву считается вершиной в производстве "белого
золота" и высоко ценится специалистами и поклонниками
фарфорового искусства. Именно в это время мастерами
разрабатываются великолепные цветные глазури и создается
технология надглазурной росписи. Гости выставки смогут
полюбоваться изысканным фарфором, демонстрирующим практически
все достижения мастеров-керамистов этого периода.
Живопись династии Мин отличается не только особой виртуозной
изысканностью, но и реформаторским духом. Посетители
познакомятся с двумя живописными свитками, принадлежащими
кисти выдающихся художников своего времени. «Снежный пейзаж»
художника Вэнь Божэня представляет традиционный стиль
живописи, в то время как в работе Сюй Вэя, одного из
величайших живописцев эпохи Мин, «Пион, листья банана и
камни», чувствуется бунтарский дух автора и почти авангардный
подход к типичному сюжету.
Отдельная часть экспозиции посвящена археологическим
памятникам редчайшим ювелирным изделиям и уникальному
набору фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы
родственников императорской династии.
Цель выставки знакомство российского зрителя с настоящим
культурным феноменом, с глубоким и разносторонним
интеллектуальным миром образованного человека в императорском
Китае на примере великолепных экспонатов одного из лучших
музеев этой страны Шанхайского музея.
К выставке подготовлен тематический сайт-сателлит
mingdynasty.kreml.ru
|