Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишитна

Государственная Третьяковская галерея открывает выставочный проект, посвященный классику русского искусства, одному из самых светлых и гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Гавриловичу Венецианову (1780–1847). Во времена крепостного права он открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже тверской земли особый мир, достойный уважения и любви, таящий в себе источник вдохновения и эстетических переживаний.

Осуществление выставочного проекта стало возможным благодаря поддержке платежной системы «Мир», Благотворительного фонда «Транссоюз» и Азамата Кумыкова. На выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», недавно завершившейся в Третьяковской галерее и открывающейся 1 октября в музее Альбертинум в Дрездене, Венецианов предстает в контексте европейского романтизма как один из ведущих мастеров, продемонстрировавших новые горизонты и изменивших отношение к обыденной реальности. В рамках международного проекта Третьяковская галерея представляет европейской публике жемчужину своего собрания  картину «На жатве. Лето»  произведение отечественного искусства, воплощающее одухотворенную формулу традиционного русского мира. Акцентируя такие важные ракурсы восприятия живописи Венецианова, как «пространство», «свет» и «тишина», мы предлагаем по-новому взглянуть на произведения мастера. Увлеченный идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную художественную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России. Поэтому наряду с произведениями мастера в экспозиции представлены работы его учеников: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Фёдора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят зрителю увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды  от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости поколений. Ключевым эпизодом на творческом пути Венецианова было знакомство с картиной французского художника Ф.М. Гране, изображающей интерьер капуцинского монастыря в Риме.  По техническим причинам не удалось получить на выставку тот вариант полотна, с которым вступил в творческое соперничество русский живописец. Однако экспонируемое более позднее авторское повторение Гране позволяет увидеть «диалог» между картиной, поразившей Венецианова эффектом «натуральности» изображения сцены с монахами в интерьере, и полотном «Гумно», написанным в качестве эксперимента, но ставшим ярким воплощением идеи «оживотворения» предметов в пространстве разнонаправленными потоками света.
     Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений оделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично связывались с образом Богородицы. Законы перспективы как важного инструмента для правдивой передачи натуры особенно волновали Венецианова. И не случайно одним из художественных открытий его учеников было изображение интерьеров. Создаваемые в качестве учебных заданий, многие из них стали подлинными жемчужинами отечественной живописи. Наполненные светом и воздухом, проникнутые неспешным  ритмом протекавшей в них жизни, эти работы соединили в себе поэзию и правду, бытовую конкретность и дух эпохи ампира.
     Особое место в экспозиции уделено образам «русской Венеры», созданным Венециановым на волне увлечения античностью и преклонением перед естественной красотой крестьянок.  Камерная выставка живописных и графических работ Венецианова и мастеров его школы настроит посетителей на созерцательный лад, позволит вчувствоваться в красоту и обаяние произведений, осмыслить заключенные в них «культурные коды» и прикоснуться к тайне художественной гармонии.  В экспозиции также представлена мультимедийная инсталляция, демонстрирующая рисунки  друга Венецианова Капитона Алексеевича Зеленцова (1790  1845) к «Увеселительной азбуке»   уникальному изданию 1835 года, в котором каждая буква раскрывается в жанровых мотивах. На двадцати восьми листах разворачивается увлекательная картина жизни первой половины XIX века в виде природных объектов и архитектурных деталей, узнаваемых человеческих типажей и  предметов повседневного обихода, представителей мира животных и птиц, музыкальных
инструментов и принадлежностей ремесла. Влияние Венецианова сказалось в интересе к  жанровости и народному быту, отразившимся в сочинении сценок и подборе деталей.  Специально к выставке подготовлены альбом-каталог, включающий более 120 произведений живописи и графики Венецианова и его учеников, и издание для детей,  посвященное картине «На пашне. Весна».


Выставка портретов знаменитостей художника Михаила Юсупова и шоу оживающих картин
Отвергнутые шедевры
«Вкус Москвы 2021 в СПб»
Московский Курдский кинофестиваль
Russian Music Award. Финал
Открытие проекта "Музыка над Москвой"
Древнерусская живопись XII–XIII веков
Традиционное мероприятие выпечки Хлеба Хал