Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Метод Гренхольма» в Театре Наций

Явор Гырдев тяготеет к театру интеллектуальному и концептуальному. В основе его спектакля – изощренный психологический эксперимент, поставленный загадочной фирмой над четырьмя претендентами на должность коммерческого директора.

Кто он, герой нашего времени? Как навязчивая идея или больная мозоль, этот вопрос не перестает беспокоить представителей современного искусства. Спектру российских ответов не откажешь в широте и разнообразии, но в него парадоксальным образом не входит один из самых распространенных и узнаваемых типажей  «белые воротнички». Вернее, не совсем так: в списке потенциальных героев находится место и для сотрудников крупных фирм, но их трудовая биография писателями и режиссерами воспринимается как необязательное дополнение к характеру и личной жизни. Корпоративная культура и этика, тимбилдинг и собеседования, дедлайны и искусственно подогреваемая конкуренция  эти и многие другие факторы, пять дней в неделю спрессовывающие миллионы людей в безликую массу офисного планктона, пока больше интересуют психологов и хедхантеров, чем художников. Но перемены, кажется, не за горами. Одна из первых ласточек  Театр Наций, перенесший на свою сцену корпоративные джунгли.
Спектакль «Метод Гренхольма» не назовешь отечественным изобретением: он поставлен болгарским режиссером Явором Гырдевым по одноименной пьесе испанца Жорди Гальсерена. Но, судя по количеству историй о неудачном трудоустройстве, невольно подслушанных по пути из зрительного зала в гардероб, офисная теория эволюции универсальна. Ее правила просты: ни о чем не думай, никого не жалей и не вздумай расслабляться. Ведь ты в любой момент можешь стать добычей более крупной рыбы! Неслучайно офис транснациональной корпорации сценограф Никола Торманов «украсил» аквариумом с огромной акулой. Впрочем, этот предмет интерьера не столь однозначен. Как следует из программки спектакля, он воспроизводит объект британского художника Дэмиена Херста под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». В 1991 году творение Херста стало одним из самых дорогих произведений искусства, а уже через 10 лет считалось чуть ли не причиной упадка современной культуры.
Явор Гырдев тяготеет к театру интеллектуальному и концептуальному. В основе его спектакля  изощренный психологический эксперимент, поставленный загадочной фирмой над четырьмя претендентами на должность коммерческого директора. И в то же время - эксперимент над зрителем, который должен угадать, кто получит вожделенную работу. К сожалению, самые яркие и интересные из гырдевских выводов: о сходстве корпоративной культуры с нивелирующими личность тоталитарными системами, о ее пугающей иллюзорности - содержатся не в постановке, а в комментариях к ней. Что касается самого спектакля, то из него следует только одно: на вершине офисной эволюции неизбежно оказываются подлецы, «сукины дети, притворяющиеся хорошими людьми». В общем, скучно жить на этом свете, господа!
Вот и спектакль Явора Гырдева при всей его парадоксальности нередко навевает скуку. Возможно, в нем не хватает здорового взгляда со стороны, из-за непроницаемых офисных стен. Не хватает живого голоса, столкновение которого с монотонным корпоративным хором обеспечило бы настоящий конфликт, более драматичный и острый, чем двухчасовая возня тарантулов в банке. А может, дело в том, что в спектакле действуют именно тарантулы, офисный планктон, возомнивший себя акулами бизнеса, - кто угодно, только не люди, не личности? Герои вступают в краткосрочные альянсы и устраивают драки, рыдают и демонстрируют недюжинный интеллект  но при этом остаются неправдоподобно одинаковыми. Метод шведского эйчаровца Гренхольма вроде бы призван раскрыть их, добраться до самого интимного и неповторимого, вывернуть наизнанку души. Но выворачивать, увы, нечего.
На первый взгляд, участники странного собеседования по-разному ведут себя в предложенных обстоятельствах. Кто-то призывает выступить единым фронтом, показать командную игру  а кто-то усиленно ставит подножки конкурентам. Кто-то любезен и слащав; кто-то, напротив, озлоблен и истеричен. Но, если вдуматься, все эти различия  мнимость. Ведь герои преследуют единственную цель  понравиться невидимым работодателям; воспитание, характер и моральные установки тут не при чем.
У персонажей И. Гордина и С. Чонишвили, М. Линникова и В. Толстогановой похоже есть личные драмы, но в истории об умерших родителях, разбитых семьях и операциях по смене пола почему-то трудно поверить. Да и не стоит: все соискатели  профессиональные лжецы.
Создается впечатление, что спектакль Явора Гырдева - о людях. Но стоит повнимательнее прислушаться, и до вас донесется скрип плохо смазанных механизмов. Это в общем-то логично: претенденты на должность коммерческого директора крупной фирмы в корпоративную культуру погрузились давно и уже успели отрясти со своих ног прах земной, человеческой жизни. Но на протяжении нескольких часов наблюдать за роботами довольно утомительно.
Создатели спектакля поставили перед собой сложную, почти непосильную задачу. В «Методе Гренхольма» нет ничего, кроме запертых в одной комнате покорителей офисного Олимпа, ничего, что бы отвлекало внимание от спутанных монологов и диалогов. А значит, в них нужно уместить мощь стихийного бедствия, непредсказуемость детективной истории и яркость карнавала  целую вселенную! Ее не раз удавалось разглядеть во внутреннем мире человека. Но у Гырдева, как уже говорилось, нет ни одного характера, ни одного живого лица. И стройное концептуальное здание его постановки неминуемо дает трещину. А офисный планктон так и остается однородной серой массой, в которой уже заметны драмы, но еще не различимы индивидуальные очертания. Тем более, лица героев времени&
                                                                                                                                                                                                        Татьяна Ратькина kino-teatr.ru


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка