Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Алексей Федорченко: «Пусть меньше смотрят кино и больше читают книг»

Российский кинорежиссер и продюсер Алексей Федорченко, известный по фильмам: «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», автор множества документальных работ и лауреат международных фестивалей в этом году дебютировал как член жюри 37-го ММКФ.

 В рамках российской программы также был показан его полнометражный художественный фильм «Ангелы революции», вызвавший много споров среди кинокритиков. Уже перед самым отъездом из Москвы Алексей рассказал  о своей работе на фестивале и о самом фильме.

- Какие у Вас впечатление от 37-го Московского Международного кинофестиваля?

- Я  участвую в ММКФ первый раз. До этого  приезжал однажды как гость. Хотя, не знаю, как было раньше, мне кажется,  в этом году организация стала лучше. Как член жюри могу сказать у жюри-то точно была хорошая организация. Я не видел кроме конкурсной программы никакие другие. Но, что касается  нашей работы с конкурсной программой вообще никаких претензий нет, все очень хорошо прошло.

- Совпали ваши предпочтения с решением жюри?

- Не все... В принципе, те решения, которые были приняты они нормальные. Но, тут  первый раз в жизни я не угадал. Я обычно прихожу со своим списком и именно эти фильмы в итоге побеждают.  А здесь, я ни разу не угадал, ни в одной номинации. Я знал что,  картина «Лузеры» будет лидером во многих номинациях, но был убежден, что гран-при получит фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, Дорогой Петр». Однако, оказалось что фильм не поняли, не приняли. Некоторые члены жюри были против совершенно категорически.

- Что еще вам понравилось из Конкурса?

- Понравилось крепкое европейское кино. И актеры хорошие, и истории простые, но внятно рассказанные. Это «Лузеры», «Росита». Фильм «Арми жива» мне понравился, хорошо снято, хорошая режиссерская работа -  все кроме финала... Финалом испортили картину.

- Расскажите немного о  вашем фильме. Вы получили приз Жюри Федерации Киноклубов России&

- Это, конечно очень приятно, тем более что российская программа шла внеконкурса.  К тому же   мне вручили ежика.  Нас в фильме был живой ежик...  Я уже разместил в Интернете фотографии: ежик во время съемок, и ежик сейчас -  как он «трансформировался».

- В фильме много сюжетных линий, отдельных историй. Как работалось над таким необычным сценарием?

-  Работалось долго, я никак не мог нащупать каким должен быть фильм. Было несколько вариантов сценария в разных стилях. От совершенно лиричной поэзии до полного примитивизма. Был один вариант, очень короткий. Потом была история вообще без Севера, по книге «Ангелы и революция» Дениса Осокина. А в итоге я написал вот такой вот совсем оригинальный сценарий, где появилась авангардная история.

 - Что для вас русский авангард? Это любимый период в искусстве?

-  Нет, не то чтобы любимый, это просто самый яркий период российской культуры двадцатого века. Если что и останется у нас от 20-го века то это авангард, наверное больше ничего.

- Что происходило на площадке во время съемок фильма «Ангелы революции», были какие-то необычные, курьезные эпизоды?

-  Это так давно было все... Я уже другим фильмом занимаюсь. Предыдущие файлы стираю, зачищаю полностью, и каждый раз так заново. Просто была работа в удовольствие. У меня очень хорошая съемочная группа. Люди, когда смотрят на нашу группу, не верят, что такое происходит это все время смех, обнимашки... Никто ни на кого не кричит, актеры не хотят уезжать. Если у них есть время, они просто остаются и живут с нами.

 - Такой съемочный процесс, это, конечно, большое счастье. Как вы видите потенциального зрителя этой картины?

- А вы как видите?

- Я думаю, что это для интеллектуалов и знатоков кино и искусства, но не для простого зрителя.

- А вы что думаете, что зритель тупой? К  зрителю нужно относиться лучше. Вот все думают, что зритель тупой и делают кино для тупых, сериалы дурацкие. Надо показывать что-то сложное, обучать.

- А чему обучает ваш фильм?

- По крайней мере, российской истории. Там есть много эпизодов, каждый из которых может стать полноценным сценарием для фильма. Некоторые из них я сохранял как свои задумки. Отдельная история может быть о судьбе латышского театра. Отдельно о том, как Ирина Сахарова выкрала на Кавказе кефирный грибок. Отдельная истории может быть о судьбе Людмилы Мокиевской-Зубок, единственной в мире женщине командире бронепоезда, которая погибла в 1919 году под Луганском.

- А люди которые сидят в воде и у них на шее петли, это тоже реальная история?

- Да реальная, был революционер, который так принимал в компартию, сажал людей в воду с петлями, и кто не вступал, того расстреливали.

- Выглядит это все совершенно фантастически&

- Но, тем не менее, это все совершенно документальные истории, основанные на исторических фактах. Хотелось снять кино без штампов, используя нашу историю, которая совершенно бескрайняя. Из нее можно черпать и черпать.

- А памятник Иуде?

- Был поставлен в Свияжске где проезжал Троцкий со своим бронепоездом. Троцкий вез с собой вагон со скульптурами и везде их ставил. Есть свидетельства голландского журналиста, который в тот момент находился в Свияжске и он описал это. Местные уже и не помнят... Этот памятник простоял всего пару дней.

- Почему Вас заинтересовал именно народ ханты?

-  Потому что Казымское восстание против Советской власти произошло именно там. Изначально мне ханты рассказали эту историю, это было в 2005 году. Я пошел сразу в институт угроведения и стал собирать материал. Материала было крайне мало.

- То есть вы собираете материал к этому фильму уже десять лет?

- Да. Но сценарий я написал за полгода. В феврале 2013 года я начал писать. В августе он был готов. Но подготовка с паузами, конечно, заняла почти восемь лет.

- Вы думали выбрать какую-то одну историю для фильма?

- Была задача рассказать историю Казымское восстания, потому что она удивительная. А  как ее рассказать  - встал вопрос.  Я все время работаю над сценарным портфелем, на будущее. У меня сейчас десять сценариев в портфеле для художественных полнометражных фильмов.

- И какой будет первым?

- В том то и дело что я их все люблю, они совершенно разные, а выстрелить может неожиданно любой из них. А занимаюсь я сейчас сценарием фильма по мотивам произведений Стругацких. Я очень любил их творчество в школе, выменивал эти книги незнамо на что. Правдами и неправдами собирал разношерстную коллекцию их книг всевозможных издательств.

 - Представьте, если бы ваш фильм «Ангелы революции» посмотрели школьники... Вообще рекомендуете смотреть детям свои фильмы?

- Рекомендую вполне. Моя дочь смотрит с удовольствием, ей 13 лет. Она смотрела все: и «Небесные жены луговых мари», и «Овсянки» и «Ангелы революции». Мои фильмы достаточно невинные.

- Какие требования у вас к подбору актеров, есть что-то особенное?

- У меня есть список актеров с которыми хотел бы работать. Я сначала сверяюсь с этим списком, и если есть роли для людей я их беру без проб. А на остальные пробуем. У меня очень хороший кастинг-директор. Она знает, чего я хочу, и обычно предлагает мне два, редко три варианта. Поэтому я уже выбираю из лучших.

 - Какова прокатная судьба фильма?

- Мы выйдем осенью, в ноябре в   городах миллилониках.

- Как приняли фильм зрители ММКФ?

- Можно в фейсбуке почитать... Вообще я зарекся показывать в Доме кино, потому что публика настроена очень агрессивно, заранее... Там кинобабушки, которые, бесплатно ходят. У них модно комментировать вслух с места,  модно выйти, хлопнув дверью. Это был худший показ.  Я уже показываю фильм полгода во всем мире. И такой публики просто не было нигде -  невоспитанной, дремучей, агрессивной, злобной. И это не только на моем показе. Многие участники жалуются.

- Самая хорошая публика где была?

- В разных странах очень хорошо принимают кино. Мало кто уходит с просмотра, и после фильма мы обычно час-полтора еще беседуем. Люди знают российскую культуру, историю, знают кто такой Арсений Авраамов, композитор, знают историю Термена. Я с ними на равных разговариваю, ничего не надо объяснить. А тут люди выходят и говорят: «Нам это не интересно смотреть, мы это не знаем». А зачем тупо смотреть  про то, что знаешь, это же не колыбельная.

-  Что вы посоветуете зрителям, которые еще не видели ваш фильм? Почитать историю заранее перед просмотром?

-  Да нет, пусть смотрят... а если что-то заинтересует, то потом можно и почитать. Зацепиться за что-то, увлечься чем-то. И вообще больше читать. Пусть меньше смотрят кино и больше читают книг.

                                                                                                                             Анна Юферева
 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка