  |   
    
       Фильм был показан на фестивале «Дух огня», взял первый приз
      на МКФ в Самаре, состоялась премьера в Липецке. В сентябре
      картину покажут в Крыму, на фестивале Дмитрия Харатьяна
      «Солнечный остров», а также на Международном Ялтинском
      фестивале. 
       
       - Наталья Сергеевна, что явилось импульсом к
      экранизации?
       
      - Не так давно, лет пять назад, я попала в Ямало-Ненецкий
      округ, и меня поразило, что люди, живущие там, тысячелетиями
      не меняют своих традиций -  как жили в чумах, так и живут,
      как спрашивали у дерева разрешения, чтобы его срубить, так и
      сейчас спрашивают, и мне подумалось вдруг о «Снежной
      королеве». Вы, конечно, знаете, что в нашем детском театре
      «Бэмби» уже около 30 лет идет этот спектакль по сказке
      Андерсена. Мы объехали с ним полмира были в Греции, Болгарии,
      Турции, Франции, США. Играли на открытых пространствах
      Горного Алтая, и вот я попала на Север. И поняла, что могу
      совершенно по-другому рассказать «Снежную королеву»
      современным детям. Вы же видели, что в фильме есть гаджеты,
      король все время подсчитывает на калькуляторе доходы-расходы,
      поскольку в стране кризис. Одним слово, я начала писать
      сценарий.
       
      Дело в том, что пишу я с 13 лет, с тех пор, как бабушка,
      сибирская писательница Анна Герман подарила мне пишущую
      машинку «Колибри», она-то всю жизнь писала мемуары и книги на
      немецкой трофейной машинке, на которой набили русский шрифт.
      Так и помню, просыпаюсь утром, а бабушка - она вставала в
      4.30 - уже сидит и пишет свою книгу. Так что за то, что и я
      написала книгу «Единственные дни» - вы можете прочесть ее в
      Интернете благодарна, прежде всего, своей бабушке.
      Писательство очень серьезный труд, и все сценарии я писала
      сама, кроме «Бэмби», который мы сделали с классиком Юрием
      Марковичем Нагибиным в соавторстве. Сидели за одним столом,
      собираясь снимать здесь, в Крыму, на Ялтинской студии,
      которую очень люблю.
       
      Над сценариями всегда работаю до самого начала съемок, иногда
      и в процессе их, как было с фильмом «Гоголь.Ближайший». За
      эту картину я получила много премий, горжусь, что среди них
      есть премия от писателей «Золотое перо Руси» - привет бабушке
      на небесах. А еще на одном из литературных фестивалей
      «Золотого витязя» я приняла премию из рук самого Валентина
      Распутина. Так что сценарий «Тайны Снежной королевы» - это
      продолжение моего многолетнего труда, для меня важно, чтобы
      дети ощутили катарсис, и когда маленькая зрительница сообщает
      мне, что «плакала от радости», это самая большая награда. 
       
      - Публика не любит, когда для кино переделывают
      общеизвестные вещи, на что, прежде всего, вы обращали
      внимание, чтобы картина воспринималась
      гармонично?
       
      - Любая экранизация предполагает адаптацию произведения к
      современности, дети должны понимать, о чем идет речь, и,
      конечно, нужно бережно относиться к первоисточнику. Основу
      сказки Андерсена о ледяном сердце, которое должен растопить
      огонь любви, я не тронула, это гениально придумано, и сколько
      лет мы будем жить на свете, столько и будет актуален этот
      сюжет. 
       
      - Где вы снимали фильм?
       
      - На Ямале, за Полярным кругом. Уникальные кадры с чумами,
      которые поражают всех, мы с оператором Марией Соловьевой,
      благодаря помощи губернатора Ямало-Ненецкого округа, снимали
      с вертолета. И когда мы пролетали над белой пустыней,
      километр за километром, внизу вдруг обнаруживались чумы, из
      которых выбегали дети и махали нашему вертолету. Меня
      поражало, какой это выносливый и невероятно благородный
      народ. Это люди, у которых есть своя цивилизация,
      многовековая культура, и если сейчас на планете Земля с нами
      будет что-то происходить, они-то точно выживут. Малых
      народностей на Ямале множество, даже у нас в картине их около
      10, где я, между прочим, играю роль Бабушки-Ханта.
       
      - А где вы нашли дворец?
       
      - В Германии, под Штутгартом, в городе Зигмарингене. Это
      настоящий королевский дворец, на съемки в который пришла
      принцесса - потомок тех королей, кому принадлежит двор
      сегодня. Она пришла в джинсах, в красивой рубашечке, ей было
      приятно, что во дворце снимается фильм, тем более, о Кае и
      Герде. В павильоне мы никогда бы не построили такую красоту,
      чтобы снять дворцовые сцены. Единственное, о чем страдаю, что
      у нас выпали две серьезные сцены: борьба с ледяным рыцарем,
      которому король кричит «Ты всегда сражаешься исподтишка, не
      хочешь ли проявиться?!» И рыцарь выходит и сражается с
      королем, но на это дорогостоящее сражение мы не нашли денег.
      Также нет сцены падения Герды в бездну - перед тем, как она
      появляется во дворце Снежной королевы. Поэтому очень странно
      видеть ее в платьишке - всю дорогу она идет в шубке. Просто
      во время падения верхнюю одежду с нее сорвало ветром.
      Надеюсь, на будущий год я все-таки выпущу фильм в 3D с этими
      сценами.
       
      - Историю Снежной королевы вы сами
      придумали?
       
      - Да, сама. Я исходила из чисто детского посыла в Севастополе
      на фестивале было детское жюри, и девочка из Томска
      призналась мне «Я всю жизнь хотела такого конца, который вы
      придумали». Помню, и я сама в детстве мечтала о том, чтобы
      Снежная королева стала доброй.
       
      - Сразу ли нашли Анну Снаткину Снежную
      королеву?
       
      - Нет, была другая актриса, и когда она не появилась на
      примерке костюмов,  Аня Снаткина попросила попробовать ее, на
      что я сказала «Неужели ты думаешь, что я буду тебя пробовать
      после того, как ты сыграла Натали в «Последней дуэли»? Я
      стала снимать и ни разу не пожалела, потому что Аня
      самоотверженный человек. Помните сцену, где она сидит на
      ледяном троне, и у нее падает и разбивается вдребезги ледяная
      держава? Этот трон и державу сделал китайский мастер в
      Лапландии, и Аня, бедолага, сидела на этом троне 5 часов. И
      выдержала. Мы все там выдерживали этот жуткий холод. Когда
      приехали с Машей выбирать натуру зимой, чуть не погибли:
      температура была запредельной, камеры бы не выдержали. Финны
      заставили нас купить пуховики на гагачьем пуху и сапоги на
      огромной подошве. Ближе к марту стало теплее. 
       
      - У меня создалось ощущение, что когда вы снимали
      сцены во дворце, где персонажам надо было проявлять знание
      придворного этикета, за вами со стороны наблюдали Сергей
      Герасимов и Тамара Макарова.
       
       - О своих учителях я думаю всегда. А когда вернусь из Крыма
      в Москву, во ВГИКе состоится грандиозный праздник - 2 июня
      Сергею Апполинарьевичу Герасимову исполняется 110 лет. ВГИК
      носит его имя. И в день его рождения там соберутся его
      ученики. Я всегда считала Герасимова и Тамару Федоровну
      Макарову своими духовными родителями. А мою маму Инну
      Макарову, было время, они даже хотели удочерить, потому что у
      мамы рано умер отец, ему было всего 34 года. Мама была их
      любимой ученицей, но она рано выскочила замуж за моего папу,
      и удочерение отпало. Но Герасимов и Макарова всегда
      по-отечески относились ко мне.
       
      - Что, по-вашему, происходит у нас с детским
      кино?
       
      - Катастрофа. Сняв этот фильм, я поняла одно детских сказок
      за всю историю нового периода российского кино, не считая
      «Снежной королевы» и «Реальной сказки» Сергея Безрукова, мы
      сняли не более четырех. А в советское время было целое
      направление сказки, детские комедии. Мою картину «Бэмби»,
      которую снимали в Крыму, за неделю посмотрели 7 млн детей.
      Вот как был построен прокат, в каждом дворе был кинотеатрик
      «Звездочка», а сейчас в Москве до сих пор 49 кинотеатров под
      замком.
       
      Судите по «Снежной королеве» - четыре года я не могла
      выпустить фильм.
       
      Да и в целом национального российского кино у нас пока нет,
      есть отдельные хорошие фильмы, и на фестиваль «Золотой
      витязь», безусловно, отбирают именно такие. Слежу за
      «Витязем» со дня его рождения и солидарна с Бурляевым, что
      кинематограф должен поднимать душу человека. С большой
      тонкостью следует работать в детском кинематографе, где есть
      опасность завлечь ребенка в трясину вожделения другим полом
      или «многопольем», а сегодня это показывают с экранов даже в
      мультфильмах. Пропагандируя насилие, неразборчивость в сексе,
      разрушение основ семьи, а именно это делаем, выпустив
      американский кинематограф на главные экраны страны, мы
      подрубаем понятие духовной безопасности нации. Мы построим
      самые современные ракеты, но у нас жители будут другими, они
      становятся «не нашими» гражданами, когда в детстве смотрят не
      наше кино. И захват страны, осуществленный изнутри, может
      быть гораздо более основательным, чем захват с оружием в
      руках.
       
      Поэтому те кинематографисты, которые ухитряются сегодня
      снимать детские фильмы, например, как «Частное пионерское»,
      это герои. Потому что вопрос стоит уже не просто - быть или
      не быть детскому кинематографу, а - быть или не быть
      российскому менталитету вообще. Мое поколение воспитано на
      фильмах «Золушка» и «Дети капитана Гранта», где воспевался
      героизм и активное добро, где не было масок шоу и грязных
      анекдотов в виде «картинок». И мы видели ориентиры, четко
      понимали, где добро и где зло - этому был посвящен весь
      российский кинематограф. И особенно сказки Птушко, в которых
      всегда побеждал «русский дух», а герой, как в фильме
      «Морозко», вызывал добрую улыбку. У меня есть идея
      отреставрировать эти шедевры и вернуть детям сказки. Но на
      это нужны деньги и понимание, что сделать это необходимо.
       
      - Связано ли что-то в вашей жизни с
      Беларусью?
       
      - У меня там очень много друзей, и прежде всего хотела бы
      передать привет председателю Союза кинематографистов Беларуси
      Виктору Васильеву, с которым дружна много лет. А также людям,
      которые организовывали фестиваль «Лiстопад», где у меня
      проходили грандиозные премьеры картины «Пушкин. Последняя
      дуэль». Стояла такая очередь, что вместо одного показа
      сделали два подряд. Это в Минске, потом я ездила с фильмом в
      Витебск. Но меня настораживает, что с моим новым фильмом
      «Тайна Снежной королевы» меня пока не пригласили ни на один
      белорусский фестиваль.   
       
                                                                                                                       
      Нина Катаева
     
    
                                                                                                                        
      фото автора
     
    
       
     
 
 
 |