Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Николай Коляда:главное – подарить зрителям надежду

В январе в Москве гастролировал «Коляда-театр» из Екатеринбурга – самый успешный частный театр в России. Зрители увидели 25 спектаклей, среди которых шесть премьер, побывали на читках пьес молодых драматургов, оценили вкус борща на «Суп-театре» и признания в любви к Ёбургу на КиноLook. В параллель в «Боярских палатах СТД» прошли гастроли Центра современной драматургии Екатеринбурга.

Руководитель театра-гастролера Николай Коляда рассказал, каково содержать частный театр в России, почему не боится классиков и так упорно продвигает молодых драматургов Урала.

- Николай, среди ваших премьер, как фантазии по классике, так и постановки собственных пьес, по какому принципу формируется репертуар?

- Когда 15 лет назад создавался наш театр, в уставе записали в приоритете популяризация пьес уральских драматургов. Но этот сезон решил посвятить классике: выпустили «Фальшивый купон» по Толстому, пушкинскую «Пиковую даму», гоголевскую «Старосветскую любовь», где после имен великих мелко пишем «фантазии по мотивам». Думаем о кассе. Среди премьер еще «Дыроватый камень» по моей пьесе, оперетта «Весна советская», сказка о Золотом петушке. А как вернемся с гастролей, буду ставить «Двенадцать стульев» инсценировка уже написана. Ближе к лету будем делать «Бурю» Шекспира.

В этом году в Боярских палатах были показаны восемь спектаклей по пьесам моих учеников. Экспериментальные спектакли, не рассчитанные на большие залы. Актерам, конечно, сложно было работать на двух площадках, но мы выкрутились, все прошло без сучка без задоринки.

- Чем-то отличались эти гастроли от прежних?

- Москва - всегда экзамен, и оценили нас в целом неплохо, но были и претензии - затянуто, бледновато, много маскарада. Я сразу залез в интернет и увидел - то же самое в свое время писали про «Маскарад» и «Мертвые души», про «Гамлета» и «Короля Лира». Люди долго привыкают к метафорам, к новому взгляду, не дают себе труда разгадать, что это. На следующий год отзывы, как правило, становятся лучше, потом еще лучше, а сейчас те спектакли стали классикой. Вчера критик назвала «Ревизора» «театральной легендой» и воскликнула «Почему я раньше его не видела?!» Спектаклю 14 лет, мы объехали с ним весь мир, а восемь лет назад, когда показывали в Центре им. Мейерхольда, в зале сидело 20 человек, и половина в антракте ушли. С тех пор мы ничего не поменяли...

Может, мы опережаем время? А люди у нас не привыкли хвалить тех, кто отваживается на эксперимент? Когда меня спрашивают, откуда на Урале появилось так много талантливых парней и девчонок, говорю «Умею хвалить». И если в Центре современной драматургии, моем дочернем предприятии, появляется хороший спектакль или талантливая пьеса, радуюсь первым.

- Можно узнать, в чем ищете актуальность?

- «Пиковая дама» - абсолютно актуальная пьеса-фантазия, в которой половина текста написана на немецком, и Германн, над которым потешаются русские приятели, тоже говорит по-немецки. При этом Томский с компанией, понимая, что с иностранцем надо иметь связи, постоянно восклицают «Как прекрасна Германия, и как отвратительна Россия!» К концу пьесы они восхваляют Францию все, как бывает у русских: то влюбляемся в Америку, как было в 90-х, то проклинаем ее. Да и сам Германн очень похож на наших диванных деятелей, которые пишут в фэйсбуке, как надо управлять государством, ругают президента, правительство, всех, кого угодно, но сами палец о палец не ударят, чтобы поправить свое положение. Германн уверен, что, узнав три карты, будет счастлив. Деньги, считает, должны сами упасть ему на голову. Это такая глупость, так и хочется сказать ему «Иди работай!»

- А почему в «Фальшивом купоне» вы отступили от идеи Толстого о победе добра, у вас зло продолжает стричь купоны?

- Думаю, люди все равно слышат призыв - не делай даже маленького зла, потому что оно растет, как снежный ком и может убить, в буквальном смысле, сотни людей. И гимназист Митя в финале, стоит, наклонив голову, на фоне танцующей массовки (понимай, вся Россия), он все-таки задумался зачем я подделал этот купон?!» Собственно, от него пошло гулять зло в этой истории. Очень люблю этот спектакль, мне кажется, он про Россию, которая мчится куда-то, как птица-тройка, и не дает ответа, куда.

- Очень трогательный спектакль «Дыроватый камень» вы посвятили женщинам, как относитесь к современницам?

- Хорошо отношусь, помня прежде всего о том, что родила меня женщина. И, конечно, хочу поблагодарить наших зрительниц за то, что они делают нам кассу. А куда женщине идти за красотой, - муж помер, спился или ушел к молодой, дети разъехались, а любить и быть любимой хочется, и идет бабонька в театр... Приходит, конечно, и молодежь но, большей частью, в зале сидят женщины, и когда пишу пьесу или ставлю спектакль, непременно думаю о том, чтобы дать этим женщинам надежду. Какими бы смешными не были училки в «Дыроватом камне», помните, что они говорят в финале: «Мне ничего не надо, и так все хорошо, а если что понадобится, справлюсь сама». И зрительницы, сидящие в зале, проецируя происходящее на себя, одобряют действия героинь.

И, представьте, кто-то назвал спектакль антрепризой, мол, актеры сознательно смешат зрителей. А, собственно, что в этом плохого, люди пришли в театр, пусть отдохнут и посмеются. В финале-то все равно достали платочки и вытирали слезы. Антреприза - это когда на сцену, где стоят стол и стул, выходят две звезды из сериала и начинают трусы снимать. Можно было не зацикливаться на этом мнении, в книге отзывов, в основном, пишут о хорошем, но плохое запоминается. Вот вчера кто-то написал о «Ревизоре» «Это унылое убожество, еле досидели до конца». Точно так было сказано еще про какой-то спектакль. Читаешь и думаешь «Да почему же тебе не понравилось, 390 человек сказали «ура», и лишь 391-й «плохо», и все равно тебя это обижает. Хотя ты не червонец, чтобы нравиться всем. Я, к слову сказать, видел, что этот отзыв, посматривая на меня и улыбаясь, писала вполне приличная женщина. До сих пор думаю, зачем же она улыбалась?..

- Самым ярким событием прошлого сезона наверняка были гастроли в Европе?

- Катались мы целый месяц - Франция, Польша, Сербия. В городе Тарб, во Франции, принимали на «ура», а перед началом гастролей попали на прием к мэру. Была пресс-конференция, я пришел туда с сувенирами. И когда дали слово, начал раздавать своих матрешек, ложки да поварешки. И вот достаю из сумки последний сувенир - майку с изображением Путина в черных очках и надписью «Кто нас обидит, тот три дня не живет» и вручаю мэру. Он, естественно, не зная по-русски, прикладывает майку к себе «Как сидит?», а я ему еще тюбетейку подарил, и его фотографируют. И тут переводчица переводит фразу с майки... Было ужасно смешно, но мэр оказался человеком с чувством юмора и заявил, что будет всюду ходить в этой майке.

А вот в соцсетях, когда опубликовал фотографию мэра в майке, от своих получил по полной. На меня набросились, что я это специально придумал!.. Конечно, сделай я это в Польше, меня бы тут же депортировали. А в Сербии майки с Путиным продавались на каждом углу. Вот она, Европа: три страны, и везде разное отношение к России.

- Правда ли, что во французских газетах вас назвали «театром дикарей»?

- Мы девять раз сыграли «Гамлета» в театре «Одеон», вообще в гастрольном репертуаре были - «Вишневый сад», «Борис Годунов», «Трамвай «Желание». И в газете «Ле Монд» вышла хвалебная статья под названием «Дикий театр из Сибири», где нашего Олега Ягодина сравнивали с молодым Барышниковым. А «дикость» для французов заключалась в том, что «Гамлет» начинался у нас с диких плясок и дальше все шло по нарастающей, с невероятной энергетикой. Я сказал артистам «Если не будете заполнять своей кровью и энергией сложный режиссерский рисунок, ничего не получится. Играть надо по-настоящему. Мы так и играли в театре «Одеон»: зал на 700 мест был битком, причем, приходили не эмигранты французы. Это были самые длинные гастроли в нашей истории.

Смешной случай был в Словении играли «Ревизора». Как всегда, на настоящей грязи образ денег, взяток, лжи, всего дурного. Образ «дураков и дорог» - двух главных бед России. Актеры купаются в этой грязи, падают, переворачиваются. Сцену после спектаклей мы моем сами, а домывают местные уборщицы. И вот просим уборщицу-словенку помочь после спектакля. Она «Нема проблема». И вот мы сыграли, стоит она - курит, потом выходит на сцену, видит эту грязюку и произносит фразу, которую я переводить не буду. Мы хохотали, как сумасшедшие... Ну, конечно, она потом мыла, а мы ей помогали.

- Говорят, вы хотите открыть в Москве Школу молодых уральских драматургов.

- Берите выше - «Театр-школу Николая Коляды» или «Мастерскую Николая Коляды». Один зритель предложил «Драматургию уральской школы (ДУШ)», так что с названием пока не определились. Сегодня смотрел со своей командой помещение, завтра буду набирать актеров. В театре будут ставить пьесы уральских драматургов, а также их инсценировки по классике. Хочу помочь ученикам. В моей обойме человек 40 молодых драматургов, талантливых, не обласканных, никому не известных. И самое ужасное, что

ленивые и нелюбопытные режиссеры и завлиты театров поставили на них клеймо - пишут чернуху и порнуху. Это неправда. Дети пишут про поиски любви, про то, как трудно ее найти. Почитайте пьесы Екатерины Бронниковой, Яны Скомороховой, Романа Дымшакова, Таи Сапуриной. Художественное руководство буду осуществлять сам, приезжая из Екатеринбурга.

- Что вы считаете своими университетами?

- Литинститут имени Горького и моего замечательного учителя Вячеслава Васильевича Шугаева. В молодости я два года прожил в Германии, выучил немецкий язык, увидел другие театры, и для меня это было открытием мира. Из современных режиссеров очень люблю Римаса Туминаса, его спектакли доставляют мне огромную радость: «Дядя Ваня» - невероятно тонкое прочтение Чехова, просто супер.

- Как вы относитесь к тому, что ваших актеров начинают активно снимать в кино?

- Пожалуйста, пускай снимают. Вот в августе Сергей Лозница снимал в Даугавпилсе картину по «Кроткой» Достоевского и пригласил 10 моих актеров, и меня, в том числе. И на главную роль позвал нашу актрису - Василину Маковцеву. На съемки мы летали на самолете. В фильме снимались Лия Ахеджакова и Роза Хайруллина. Премьера, говорят, будет в Каннах.

Олег Ягодин снимался в «Ангелах революции» Алексея Федорченко, в «Орлеане» Андрея Прошкина, потом ему еще предложили роли в нескольких фильмах, в «Викинге», в том числе, но он от всего отказался. И правильно сделал, потому что Раневская говорила «Деньги уходят, позор остается», зачем сниматься в плохих фильмах? Ирина Ермолова, сейчас она член жюри фестиваля «Золотая маска», сыграла главную роль в «Белых ночах почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского.

- Вы 11 лет были главным редактором журнала «Урал», какой опыт из этого вынесли?

- Это были потерянные годы. Я разругался со всеми писателями Екатеринбурга, потому что печатал только хороших. Помню, как сам таскал на 4-й этаж пачки журналов, ездил в стужу по библиотекам, отремонтировал помещение, поднял тираж журнала с 200 до 3 тысяч экземпляров, работал как проклятый, а кончилось тем, что новый министр культуры сказал, что все я делал неправильно. И я ушел.

- Почему вы всегда в тюбетейке?

- Придумал себе такой образ - красиво, я же из казахского села. Где жили мы очень дружно, я вообще люблю казахов, киргизов - всех восточных людей. В метро на меня, конечно, оглядываются, а мне все равно.

- Как относитесь к тем, кто уходит с ваших спектаклей?

- На вкус и цвет товарища нет, один любит блины, другой - попову дочку, я не червонец, чтобы всем нравиться. Уходят и уходят, главное, чтобы не скандалили и не кричали «Будьте прокляты, позор, позор!» А то был один режиссер, который во время спектаклей, топая ногами, кричал именно это.

- Для чего устраиваете «Суп-театр»?

- Людям нравится, им весело. Пришли, поели борщ, поговорили о театре, посмеялись. Желающих всегда море, не все попадают. И атакуют нас, требуя «супа». Будем думать, как исправить ошибку на следующих гастролях.

- Коляда не белорусская фамилия?

- Нет, украинская, дед мой родом из Кривого Рога, в 1913 году он переселился с семьей в Казахстан, там мы и закрепились. Так что отец у меня украинец, а мама русская. Белорусы были нашими соседями как раз в казахском селе, замечательные люди, всегда добром вспоминаю их.

- Как вы думаете, что впереди, Николай Владимирович?

- Все будет прекрасно, потому что жизнь чудесна. Отсюда поедем в Псков, на 24 Пушкинский фестиваль, вернемся, будем работать, потом поедем во Францию, в город Нэнси, будем играть «Ричарда III». Потом «Коляда-Plays», новый сезон. В театре работает 120 человек, это частный театр, без поддержки государства. Достать деньги сложно, спасибо москвичам, что они заполняли зрительные залы, потому что это наша зарплата. Я вот стою и кланяюсь каждому - и за купленную книжку, и за сувениры. Без этого мы бы просто не выжили: я привез 62 человека, гостиница, провоз декораций, суточные - все это стоило уйму денег.

                                                                                  Нина Катаева, фото:  www.kolyada-theatre.ru    
                                                   


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка