Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Еще один шаг к синтезу

«Форкий» – новый проект Наталии Кайдановской и её ансамбля «Time of Dance» с музыкой Ираиды Юсуповой и сценографией Теодора Тэжика, в котором танцуют все, включая академических музыкантов, легендарного Германа Виноградова и саму постановщицу мистерии.

Древнейшие боги морской стихии наказаны Зевсом и сосланы на пустынный остров. Поддавшись тоске, бог морской пучины Форкий поднимает бурю, и на берег выброшены двое путников...
В афише написано, что это концерт-перформанс. В программке, что это балет. Можно назвать это оперой, а можно драматическим спектаклем и пантомимой. Не ошибетесь в любом случае. Смешение всех театральных форм, несомненно, любопытно. Здесь оркестр не только играет на своих инструментах, но и танцует, исполняет главные партии, и роли.  Герман Виноградов, исполняющий главную роль, вроде бы должен танцевать, но он наоборот, сидит в кресле. И танцует, это самая впечатляющая часть спектакля, только мимикой. Мимика выразительная, стоит танца. Мы видели актерские возможности Германа еще в мультимедийном проекте Ираиды Юсуповой «Цирк». И в ее же фильме «Птицы». Герман не только танцует мимикой, но озвучивает, разные диковинные предметы. Рог из раковины и металлический предмет в виде гантели, который может выть, а потом, если по нему ударить и долго звучать, как колокол.  Ну, способности Виноградова известны на весь мир, он и водопроводные трубы и металлолом заставляет петь. Герман еще и сам что-то ревет. Так что его партию можно назвать и музыкальным номером современных инструментов, и балетным соло, и оперной арией. Все вместе. И не вставая с кресла.  Этого уже вполне достаточно, чтобы представление понравилось и вызывало дружные аплодисменты, а Интернет наполнился восторженными отзывами.
Действительно, чудо. Я много лет проработал в музыкальном театре и скажу, чтобы заставить хор сделать лишние шаги по сцене, надо быть воистину Богом Морей. Хор не сдвинешь с места ни при каких обстоятельствах. Но чтобы оркестр вышел на сцену& и стал плясать, это уже никаким богам не под силу. Поэтому мне спектакль несомненно понравился.  Я уверен, что понравился бы он и самому Станиславскому, который под конец жизни положил последние силы на работу в оперной студии. Но оживить оперу, восставить ее из рутины даже ему не удалось.  И здесь, в «Электротеатре Станиславский», словно сам, Станиславский, принимал на худсовете этот премьерный спектакль. И с интересом смотрел со своего портрета на стене за происходящим. Принято. Одобрено. Впрочем, это премьера в России, первый спектакль состоялся на чужбине в настоящем античном театре, этим летом.
Теперь о том, чего в спектакле нет. Здесь нет мотивации, психологизма и драматургии. Хромает логикой и сюжет. Либретто, чтобы мы хоть как-то ориентировались,  зачитывают прямо по ходу действия. Однако и это не спасает. Форкий, один из хтонических древних богов,  титанов, свергнут на землю. Низложен. Казалось бы, это важное событие, может быть, главное событие, но сценически оно никак не отражено. Просто кресло с актером выкатывается на сцену и все. Огорчен бог, разгневан,  удручен ли, мы ничего не узнаем, ничего не видим. Вот тут бы и надо исполнить Герману партию оценку события. Но ничего и в помине нет. 
Основной корпус балета составлен из танца трех дочерей Форкия: Елена Шпагина (скрипка), Эльвира Махмутова (скрипка), Дарья Гуща (блокфлейта, металлофон). Собственно, это не танец, хореография состоит из пробежек и перестроений.  Длинные красивые пеплосы скрывают тела, а руки скрыты в широких рукавах.  Собственно, мы видим только танец  длинных подолов и рукавов. Ножки у скрипачек босые. И их можно рассмотреть. Потому что софиты направлены почему-то по полу. Я вдоволь насмотрелся на пятки и лодыжки. Все очень мне понравилось. Легкие опасения вызывало лишь то, что на улице в этот день к вечеру мороз опустился до минус 30. Но обошлось без последствий.
Три дочери, хищные сирены, бегают по сцене, но никакого общения у них нет с папашей. Увы, никаких отношений не возникает.
Несколько меняется общий рисунок, когда на сцене появляется новый персонаж. Путник. Он весь в  красном. Всеволод Жданов явно знаком с хореографией. Тут уверенность  закрепляется, что перед нами все же балет.  Никаких сложный фуэте и прыжков он не демонстрирует, зато очень красиво прогибается назад, доставая длинными волосами до пола. Собственно, в этом и состоит его танец. Сирены хищно вьются вокруг него, вокруг добычи и в конце концов съедают его. Вот, собственно, весь сюжет. Тут и конец.
Очень красиво выглядит, с позволения сказать, па-де-де, Странника и его возлюбленной. Возлюбленную играет и танцует Наталья Кайдановская, автор спектакля. Вот где, возникает и психологизм, и чувство. Ласки, переплетения рук, горечь расставания. Все очень выразительно.
Это представление, несомненно, принадлежит культуре андерграунда и направлено против оглупляющей, всепобеждающей попсы, что нельзя не приветствовать. Нельзя сказать, будто это зрелище лишь для избранных. Ни в коем случае. Это даже дети могут смотреть, тем более, что в спектакле есть детская роль.
Спектакль собрал замечательные силы. Композитор, хореограф, актерский состав, оркестр. Еще не упомянул о художнике. Сценограф легендарный Тэжик, автор всех невероятных объектов в фильме «Кин-дза-дза». Но, увы, забыли пригласить режиссера, чтобы он все эти  привлеченные силы, соединил и концы с концами связал. Например, идея сценографии (тут конечно, минималистическая) в том, что специальная бумага, сжата в разнообразные формы, и ей покрыт пол на заднем плане. Но никакого участия в действии эти симпатичные, похожие на пену и на облака, и на обломки мрамора, объекты не принимают. Был бы режиссер, он конечно, включил бы их в действие. Из них получились бы прекрасные волны, которые играют людьми. И может быть, облака, по котором ходят боги. А в спектакле эта бумага только мешает актерам. И мимические  усилия Германа Виноградова растрачены впустую, потому что они лишены психологизма.  Надо бы придать им смысл, логику. Например, в мультимедийном «Цирке» все действия Германа осмыслены.  Он удивляется, что по нему бегают маленькие человечки. Чихает, если они щекочут ему нос. Все удивительно живо, хотя, конечно, Герман не видит этих мультипликационных человечков, но реагирует на них, как на живых. В этом дискурс и искусство. А в балете, внутренняя жизнь людей и объектов не намечена.
Но прощание двух влюбленных, рев раковины Форкия, и его мимика, реальная разве что только у древнего, хтонического бога, танцы оркестра, который и играет танцуя! все это остается с нами. 
 

                                                                                                                           Лев Алабин


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка