Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Эвклид Кюрдзидис: Надеюсь, еще сыграю в Беларуси своего Креонта

Эвклид рассказал, как играл Креонта в Афинах у древнегреческой скалы, за что любит кино, и как чуть не стал мэром Салоник.

Актера театра и кино Эвклида Кюрдзидиса называют «русским Аль Пачино» и не обходятся без него, когда на экране должен появиться грузин, армянин, испанец или еврей такая яркая внешность у этого грека, родившегося на севере Грузии и выросшего в Ессентуках.

Эвклид рассказал, как играл Креонта в Афинах у древнегреческой скалы, за что любит кино, и как чуть не стал мэром Салоник.

- Столько разговоров в свое время было по поводу того, что вы баллотировались на пост мэра Салоник, было ли это на самом деле?

- Было, просто нужно знать, что этот город разделен на несколько больших районов, и управляют им несколько мэров. Быть мэром я не собирался, Греция переживала в это время кризис, и мне предложили поднять людям настроение. Знали меня лишь потомки русских эмигрантов, и я был тронут доверием, которое оказали мне местные греки. Когда спрашивал «Почему за меня голосуете?», они отвечали - «Вы не из политиков, у вас душа и руки чистые». Вот я и летал 2-3 раза в неделю на встречи с избирателями...

- Почему греки с таким упорством добиваются греческого гражданства?

Потому что Греция для нас святое. Не забывайте, все, чем пользуется цивилизация, - от политики до поэзии и театра, - подарила нам древняя Эллада. И при получении гражданства греки получают социальный пакет, включающий, в том числе, и денежную помощь от государства. Многие отказываются от этого пакета и готовы сами внести до 5 тыс евро в качестве помощи государству. Но закон есть закон. Я посетил более 300 городов в 30 странах, и везде на мои концерты и спектакли приходят соотечественники. Общаясь с ними, остро переживаю чувство единения с родиной.

А были времена, когда греки скрывали свое гражданство. Сталин их тоже репрессировал, выселил в Казахстан. Нашим дедам во время войны было доверено лишь копать окопы. Мы не могли признаваться, что православные, поэтому на рубеже 80-х - 90-х годов из Грузии, Казахстана, Украины многие уехали.

- Вы приехали на «Золотой витязь» в Крым, расскажите, какие эмоции испытываете, когда попадаете в греческие амфитеатры? В частности, в Херсонес под Севастополем?

- Помню, когда я впервые прилетел в Салоники, у меня было ощущение, что попал в ласковые руки дедушки с бабушкой. А в древнегреческом амфитеатре оказался впервые в 2000 году - со спектаклем Питера Штайна «Гамлет» приехали в Пловдив. Вот тогда мне снесло крышу. Амфитеатр был построен Александром Македонским, и в нем до сих пор идут представления. Я молча трогал сидения-ступени, дышал этим воздухом, и мне казалось, что нахожусь во времени двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Из российских актеров разрешили выступить только Владимиру Этушу. Он гордо спустился вниз и вдруг начал «Я волком бы выгрыз бюрократизм, к мандатам почтения нету!» Мы улыбались все сомнения насчет того, будет ли звук в открытом пространстве, отлетели прочь. Звук был потрясающий.

А в Херсонесе я смотрел спектакль Театра им. Моссовета «Бог» в постановке Виктора Шамирова. Там амфитеатр на 200 человек, но под луной и звездами настолько погружаешься в разыгрываемый перед тобой конфликт, что теряешь чувство реальности. Бывая в развалинах Херсонеса, я думаю о своих предках, которые добрались сюда и без самолетов. И, по сути, создали Крым. Какие чудесные музеи античности в Керчи, Севастополе, да и в других местах этой удивительной земли, похожей на Грецию. Греки были благодарны Екатерине II за то, что она дала им подданство.

- Испытали ли катарсис на каком-либо представлении? Если да, то где?

- В древнегреческом театре «Эпидаврос» под Афинами. Театр известен совершенной акустикой и вмещает более 14 тыс зрителей. Здесь до сих пор в июле проводят Афинский музыкальный фестиваль. Я смотрел древнегреческую трагедию «Персы» в постановке Теодора Терзопулоса. Помню, как перед началом спектакля один актер бросил монетку, потом вторую, третью, они зазвенели, и шепот в зале стих, потому что все понимали - иначе ничего не услышат. Кроме того, у каждого артиста был пергаментный лист бумаги, шелест которого без микрофонов был всем слышен.

- Театральным или киноактером считаете себя в первую очередь?

- Окончив Днепропетровское театральное училище, не смел даже мечтать о съемках в кино. Но когда приехал в Москву, с легкостью поступил во ВГИК и рассчитывал сделать имя в кино, чтобы попасть в театр. На самом деле, получилось так, что и кинематограф, и театр, особенно спектакль «Гамлет» Питера Штайна, стали моим спасением.

Был счастлив работать со Штайном, и был немало удивлен, узнав, что родом он из Иркутска. Родился там и рос лет до 10. Работали мы с переводчиком, но, на самом деле, он знал русский язык. Была у него особенность чем больше актёр волновался и был внутренне зажат, тем круче он выстраивал его роль. В дорогом костюме мог валяться в ногах, показывая, как надо ползти.

- Требуют ли эпизодические роли такой же концентрации, как главные?

- Не вижу разницы. На главную роль, конечно, больше затратишь времени, а в эпизоде блеснешь 3-4 секунды и - в дамках. А если вдруг роль не удалась, то эпизод и не вспомнит никто. Никогда не отказывался от маленьких ролей. Однажды в Азербайджане мне предлагали главную роль в «Судьбе Государя», а я выбрал эпизод Наполеона.

- В совместном проекте театра Луны и Греческого культурного центра играете Креонта в «Антигоне» Софокла, в чем для вас актуальность пьесы?

- Ну, как же, все было сказано 2 тыс лет назад, а человек нисколько не изменился. Многие приходят по 2-3 раза на спектакль - молодёжь, филологи, бабушки с внуками. Спектакль - вместо положенных четырех - длится полтора часа, идет на древнегреческом, греческом и русском языках. В центре внимания - отношение к власти и деньгам, к зависти и подлости, к патриотизму, любви и уважению к родителям. Великое произведение! «Антигону», считаю, надо ставить в каждой стране, и ее обязательно должны смотреть власть предержащие. Не каждый способен на покаяние, а кто вершит судьбы людей, тем более. Креонт Софокла успел покаяться, но не смог предотвратить самоубийство жены и сына.

Антигону играет афинянка Теодора Янницы, филолог, кандидат наук. Выпускница ГИТИСа. Спектакль играли в Афинах, у древнегреческой скалы, и я сказал в интервью, что сбылась моя тройная мечта приехал в Грецию с гастролями, сыграл древнегреческую трагедию на родине Софокла, там, где 2,5 тыс лет назад был рожден театр. Кроме Афин, играли в античном амфитеатре в Каламате, а также на фестивале «Боспорские агоны» в древнем Пантикапее в Керчи. В «Антигоне» звучит музыка Никоса Ксантулиса, очень красивы декорации и костюмы из ткани, привезённой из Греции.

- Вы снимались у таких уникальных режиссеров, как Владимир Мотыль и Алексей Балабанов, чем запомнилась работа с ними?

- Владимир Яковлевич Мотыль, как и Питер Штайн в свое время, очень помог мне. В 90-х годах я учился на платном отделении во ВГИКе. 1700 долларов за год. Раздумывал, где взять денег, и тут мне говорят, что меня - на роль грека - ищет Мотыль. Подписал договор всего на 600 рублей... И вдруг

звонок от Мотыля - «Слышал, ты платишь за институт...» За роль мне заплатили 2 тысячи долларов».

А фамилия - Балабанов мне запомнилась на всю жизнь на премьере фильма «Замок» по Кафке. Смотрел эту картину и понимал: мой режиссёр. Прошло несколько лет, я снимался в Беларуси в картине «Бабий яр» у Джеффри Кэнью из Голливуда. Моими партнерами были иностранные актеры. И вдруг звонят из актерского агентства «Макс» - «Тебя разыскивает Балабанов». Джеффри отпустил меня на день. Балабанов нашел в Ессентуках, где он выбирал натуру для фильма «Война».

Встретились мы в кабинете постпреда президента по Северному Кавказу, генерал-майора Трошина. И Балабанов без проб доверил мне роль 50-летнего чабана. Когда меня загримировали, попросил «убрать интеллект». И они с гримером состригли мне волосы на макушке - получился прибитый человек. В эту роль я погружался по всем правилам актерской школы: Балабанову, пришедшему в кино из документалистики, нужен был «документализм жизни».

- Как вы считаете, российскому зрителю нужны все эти ситкомы по 100 серий, процедурные драмы типа «Склифа», все эти ремейки?

- Если смотрят, значит, нужны. А для меня очень важен тренинг. Когда мне три года назад предложили читать стихи с оркестром, я сомневался, что кто-то на это пойдет. Поэзия, как и древнегреческая трагедия, сложнейший жанр. В программе были - Пушкин, Тургенев, Фет, Апухтин, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Антокольский - около 20 имен. Читал со многими оркестрами - екатеринбургским, рязанским, таллинским, в сентябре прошлого года с оркестром народных инструментов ВГТРК имени Некрасова - полные залы. С самого первого концерта в Красноярске всегда аншлаг.

- А чем привлекали вас роли в картинах типа «Одессы-мамы»?

- Вор в законе Дато Пачулия - исторический персонаж, которого знали мои друзья-грузины. Дато мечтал стать актером. Но когда начал читать перед комиссией Щукинского училища стихи Маяковского, ему сказали - «Побойся бога, езжай в свою Грузию и занимайся виноделием». Он бы и вернулся, но у него украли документы и деньги, пришлось искать вора и расправиться с ним. Расправился, и с этого момента начал свой «путь». Мне интересно было сыграть авторитета, который «держал» полстраны. Снимали в настоящей тюрьме, где приходилось общаться с зэками. Не каждому выпадает такая характерная роль.

- Размышляете ли когда-нибудь над темами интеграции, над проблемами строительства Союзного государства?

- Больше думаю о своей профессии, которая объединяет людей разных национальностей, статуса и вероисповедания. В Беларуси, помню, оказался впервые с экскурсией школьного историка, ветерана войны - Николая Николаевича Куренкова. В 1983 году он показал нам Хатынь... В Беларуси снимался в двух фильмах, был на гастролях со спектаклями и совсем недавно с концертом. Надеюсь, еще прочитаю стихи с белорусским симфоническим оркестром и сыграю там своего Креонта.

                                                                                                 Нина Катаева


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка