Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Да брак-то в наше время один обман!»

К грядущему 190-летию автора «Анны Карениной» в Большом зале Консерватории показали музыкально-драматическую композицию «Страсти по Толстому. Крейцерова соната»

Повесть «Крейцерова соната», опубликованная в 1891 году в 13-й части «Сочинений гр. Л. Н.Толстого», вызвала небывалую дискуссию среди современников. Еще бы, в одной из сцен герои обсуждали вопросы семьи и брака, возможности развода, а также проблемы женского образования и эмансипации, которыми бурлила Европа. В центр повести был поставлен вопрос отношений полов, столь открыто и откровенно никогда не обсуждавшийся в обществе. Это герою Толстого Василию Позднышеву, убившему на почве ревности свою жену, мать пятерых детей, принадлежит фраза «Да брак-то в наше время один обман!» Это он, когда-то немеряно распутничавший, женившись на дочери обедневшего помещика, решил «исправиться» и жить в «единобрачии», но случилась &Крейцерова соната. Встретившись с приятелем юности, Позднышев пригласил скрипача музицировать с женой, открыв неожиданно для себя в Лизе блестящую пианистку. На домашнем концерте они сыграли сложнейшую Крейцерову сонату Бетховена. И ему показалось, а, скорее всего, так и случилось, его жена увлеклась музыкантом, и, застав Трухачевского у нее в гостях в неурочный час, когда отлучался на несколько дней в уезд, Позднышев в состоянии аффекта убил жену кинжалом.

Вот почему на тираду дамы эмансипе, заявившей, что брак имеет смысл только в том случае, если основывается на любви, Позднышев агрессивно резюмирует «Любить всю жизнь одну или одного - это все равно, что сказать, что одна свечка будет гореть всю жизнь». Он не верит ни в какое «духовное сродство», утверждая лишь чувственную сторону любви в отношениях полов, в том числе, и в браке. «Муж и жена только обманывают людей, что они в единобрачии, а живут в многоженстве и в многомужестве&

со второго месяца ненавидят друг друга, желают разойтись и все-таки живут, тогда это выходит тот страшный ад, от которого спиваются, стреляются, убивают и отравляют себя и друг друга», - голосом Льва Толстого говорит несчастный Позднышев.

Развивая тему этого ада, писатель утверждает, что человечество в тупике, и выбраться из него можно лишь радикальными мерами. Воздержанием в плотской жизни, и в браке, в том числе. Даже если последует вымирание рода человеческого. Вот до чего договорился классик. И винил во всем женщин, приученных мужчинами его круга к восприятию себя как объекта страсти, вследствие чего через чувственность научившихся властвовать над ними. "От кого же мы учимся сладострастию, изнеженности, легкомысленности во всем и множеству других пороков, если не от женщин? оттачивал писатель позднее в дневниках эту мысль из «Крейцеровой сонаты». - Кто ответственен за то, что мы теряем такие заложенные в нас чувства, как мужество, твердость, благоразумие, чистоту и так далее, если не женщины?"

Вот какие страсти бушевали в конце 19 века либо строй остров нравственности и воздержания, либо все сгинем в пороке. Истина, конечно, была посередине, и несмотря на то, что Толстого резко критиковала его американская переводчица Исабель Хэпгуд за «чрезмерно откровенный» язык повести и «нецензурное» описание медового месяца, а Чехов вообще назвал «человеком невежественным» за суждения о сифилисе и воспитательных домах, публика рвала повесть на части. Поскольку публикация ее была запрещена, «Крейцерову сонату» распространяли в списках. «Ох как прав оказался автор, сказав «Знаю, что то, что там написано, нужно людям».

Лишь после аудиенции Софьи Андреевны у Александра III повесть появилась в личном «Собрании сочинений Толстого». По «Крейцеровой сонате» снято полтора десятка фильмов три на родине автора, остальные

в Европе и США. Причем, снимали и мужчины, и женщины. Театральные постановщики проснулись лишь в 21 веке: в 2009 году поставлены спектакли в МХТ им.Чехова (с Михаилом Пореченковым) и в Македонии, а также в театрах «Гешер» (Израиль) и «Глобус» (Новосибирск), в Театре одного актера «Крик» (Украина), в Тюмени, Могилеве, «Балтийском доме», в «Балете Москвы» и Монотеатре «МИФ».

Спектакль «Страсти по Толстому.Крейцерова соната», представленный Продюсерским центром «Мастер», Академией кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова и Благотворительным фондом «12» по сценарию Анны Айрапетянц и Елены Усковой, воспринимается как вечер в дворянской гостиной, где читают фрагменты толстовской повести. Перед вами три мизансцены: слева «Atrium Quartet», справа сам Позднышев(Антон Стреляев), пересказывающий свою историю попутчику, в роли которого зрительный зал, в центре у рояля - роковая пара, жена Позднышева Лиза(Анна Айрапетянц) и Трухачевский (Давид Ардуханян).

Казалось бы, со времен Шекспира тема ревнивца, убивающего жену «ни за что», исследована во всей полноте, и ничего нового открыть невозможно. И в наши дни вывозят якобы неверных жен в лес и рубят им руки, до 21 века дотянулся толстовский Позднышев, и уже пользователи интернета восклицают, что по части психологизма в изображении отношений полов «равного Толстому нет». Вот этот психологизм и берут за отправную точку сценаристки Айрапетянц и Ускова и режиссер-постановщик Никита Михалков. И если в фильме Михаила Швейцера (1987) Позднышев (Олег Янковский) потерявшийся, жалкий человек, с воспаленными глазами, не знающий, как дальше жить, то подтянутый герой Стреляева, заговорщицки откровенничающий с залом, потрясает эгоцентризмом. Он так и остался стоять в центре Вселенной, в которой чувствовать себя комфортно ему так мешала жена.

Манера чтения сдержанна, никакого нагнетания. В монологе Позднышева события сконцентрированы с того момента, когда в его доме появляется скрипач, и он, увидев опасность и, словно желая приблизить трагическую развязку, начинает усиленно привечать его. Успешно разыгрывает спектакль с домашним музицированием жены, подкармливая эмоциями тихого зверя ревности. «Зверь» первое слово, которое приходит ему на ум, когда знакомит жену с бывшим приятелем: «С первой минуты, как он встретился глазами с женой, я видел, что зверь, сидящий в них обоих, помимо всех условий положения и света, спросил: «Можно?» и ответил: «О да, очень».

Едва ли в мировой литературе найдется еще такое соблазнительное для музыкантов произведение, как «Крейцерова соната». Они присутствуют в ткани повести в качестве действующих лиц. И зрителям в этот вечер была дана возможность своими глазами увидеть, как все это было, потому что звучала живая музыка, которая «раздражала душу» героя, заставляя его забыть, кто он есть на самом деле. Музыка несла ему гибельность. Основанный в Санкт-Петербурге «Atrium Quartet», ныне работающий в Берлине, исполнил Струнный квартет №14 до-диез минор, который, мучаясь, слушал вместе с нами Позднышев.

Но вот настал миг Крейцеровой сонаты. Описывая звучание «presto» (с ит. быстро) в первой части сонаты, вызывающее невероятной силы эмоции и приливы чувств в слушателях, говорящее о зарождении страсти, Толстой раскрыл все глубины нежной души героя. Ему показалось, что музыка открыла ему «новые возможности», о которых он и не подозревал. Именно в этой фразе музыковед Михаил Казиник видит разгадку того, почему тихий Позднышев оказался способен на убийство. Волну безумной ревности. вызвало осознание того, что жена не его собственность, а человек отдельный. Исполнив сложнейшую сонату, Лиза открылась ему совершенно с новой стороны.

Крейцерову сонату - в образах Трухачевского и жены Позднышева - исполняют Давид Ардуханян и Анна Айрапетянц, и слиянность толстовского слога и музыки Бетховена производит сильнейший эффект. А если учесть, что на сотворчество двух гениев-бунтарей накладывалось сложное отношение Толстого к композитору, считавшего, что тот внес излишний драматизм в музыку, эффект этот удваивался.

- В «Крейцеровой сонате» мы столкнулись с гиперстрастями, как в древнегреческой трагедии, - сказала Анна Айрапетянц, - возможно, Лев Николаевич писал об этом как о чем-то нереализованном в жизни, но не мог не написать, потому что это правда. Герой раздираем комплексами, мысли его идут по кругу. Но его ревность нужно воспринимать как следствие, основная проблема Позднышева в желании контролировать каждый шаг жены, но с «новой» Лизой это невозможно. Уже не он в центре ее мироздания. Подсознательно Позднышев сопоставляет музыку с женским началом, которое также неуправляемо и неконтролируемо, потому и говорит, что звуки сонаты «раздражают» его. Но как вернуть любовь, которая все же была, он не знает. Основной задачей для нас было не потерять значимости слога Толстого, также хотелось по максимуму гармонизировать и романтизировать эту ужасную историю.

Женский взгляд, что ни говорите. И это, действительно, Страсти по Толстому. Спектакль будут играть не так часто, и не только в Москве. В ближайшем времени он отправится на гастроли по стране.

                                                                                                                 Нина Катаева


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка