Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

ММКФ 42 - карантинный. Размышления у парадного подъезда кинотеатра «Октябрь»

Завершился 42 ММКФ время сгладило остроту впечатлений, настал момент поразмышлять, что же хотели донести до зрителя устроители фестиваля; как видят злободневные проблемы режиссеры со всего мира, какой выразительный язык будет предлагаться нам в дальнейшем в качестве актуального?

Карантинные меры выглядели  чрезмерными, ведь ажиотажа на входе в кинотеатр не было и в помине; очень раздражало отсутствие мест, где можно было бы спокойно обменяться мнениями по поводу увиденного, а ведь в этом и кроется одна из основных функций фестиваля. Не удивительно, что «карантинный» 42-й ММКФ   получился по-бюргерски спокойным и «домашним». Однако, в некотором смысле, это способствовало более вдумчивому отношению  просмотренному  материалу, без фонового воздействия внешних «авторитетных» мнений.

Провокационных тем  было хоть отбавляй, на любой вкус и цвет, от позитивного отношения к наркотикам («Наркомама»)  и алкоголю («Ещё по одной»), до толерантного отношения ко всевозможным формам секса (от «Шарлатана» до «Платья»). Тема секса вообще была раскрыта особенно подробно и со вкусом. Когда видишь что-либо шокирующее, то всегда задаёшься вопросом, ради чего всё задумывалось? К сожалению, из большинства фильмов понять это было практически невозможно...

Особенно грешил подобной невнятностью европейский кинематограф. Подавляющее большинство фильмов носило созерцательный характер с оттенком рефлексии по любому поводу, когда добрую треть фильма можно было бы спокойно вырезать, и сюжет ничего бы не потерял. Создавалось такое впечатление, будто все режиссеры разом утратили смысл жизни и не могут сформулировать для себя никакие сверхзначимые цели. 

Правда, не так печально обстояло дело в программных разделах: были и проверенные ретроспективные показы классиков, и была совершенно чудесная анимация.

Однако, не все «живые классики» прошли проверку временем, например, Ким Кидук со своей конкурсной работой «Растворяться» явно откатился к ученическому уровню, и не понятно, в чем причина - то ли Казах-фильм на него так повлиял, то ли временной цейтнот. Аналогичная судьба коснулась и Валерия Тодоровского с его «Гипнозом». Несколько в стороне стоят такие картины, как «Блокадный дневник» и «Уроки фарси», их-то мы наверняка увидим в нашем прокате, и не только потому, что они сняты на военную тематику.

Отдельно отметить хочется  китайский кинематограф. Если честно, то  его им сравнивать-то особенно  не с чем, создалось такое впечатление, что только он в полной мере и сохранил все достижения  кинематографии. Если прочие фильмы либо разваливаются по форме, либо слабы по содержанию, то китайские целостны и каждым приемом, каждым поворотом сюжета бьют в одну точку. Тут ни один кадр, ни одна сцена не являются проходными. Взять хотя бы три наиболее знаковых -  «Городская мечта» Вэйцзюнь Чэна, «Субботний роман» Лоу Е и «Полет в небесные просторы» Цунцун Тэна. Вроде бы и жанры различные, выразительный язык и финалы далеки от хеппиэнда, но после них хочется жить.

Так вот, те дни, когда я попадал на эти фильмы, наполнялись для меня особым смыслом. После просмотров, по дороге домой уже не помнишь подробностей отсмотренных картин, но продолжаешь размышлять над нюансами& Эти размышления то возносили меня на вершины восточной мудрости, то резонировали с моими собственными, персональными открытиями, то заостряли моё внимание на каком-то  вопросе жизни, который я раньше не замечал. Сопереживая героям я каждый раз переживал катарсис. Так режиссер Цунцун Тэн в своём «Полёте» в значительной мере отразил  внутреннюю суть китайского подхода к вопросу  нравственности: один из актеров второго плана рассказывает, почему он дал своему сыну, преуспевающему бизнесмену, второе, мало запоминающееся имя. Оказывается, его сын с детства не отличался умом, и когда тот в последующем нарушит закон, то это пятно ляжет тенью на весь род. Преуспевающий бизнесмен считается не очень умным человеком&

Другой перл, что жизнь и смерть -  это лишь следствие вожделения. При всём том это народ, который не чужд простой практичности и ничто человеческое ему не чуждо, от физиологии и утонченной чувственности, до чисто европейского понимания вопроса отцов и детей и экзистенциализма.

Про короткий метр хотелось бы сказать отдельно и побрызгать немного елеем на российский кинематограф. Если сравнивать высокобюджетные фильмы, то они с художественной точки зрения все проигрывают, распадаются на составляющие и не имеют центра, а вот короткий метр от отечественного производителя был сделан по-настоящему - целостен, вдумчив, насыщен и запомнился яркой работой звезд отечественного кинематографа. Особо хотелось бы отметить такие фильмы, как «Играй для каждого» Ивана Петухова, «Муза» Петра Дранга, «Пленка, на которой Витя, его смерть и пара песен» Антона Симухина и «Качели» Анастасии Остапенко. Конечно все перечислить не возможно, как и невозможно было отсмотреть все фестивальные фильмы. Но то, что удалось увидеть, укладывается в общий шаблон: создается впечатление, что там, где заканчиваются деньги, там и начинается настоящее искусство.

 

                                                                                                                                                                         Алексей Горбушин

 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка