Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Объективация актерской сущности в «Театральном особняке»

Ярославское театральное училище, а потом институт, наряду с московскими театральными вузами, всегда славилось своими преподавателями и выпускниками. С каких пор? Да со времен Федора Волкова, запустившего здесь первый в истории профессиональный русский театр «охочих комедиантов». Новость, что выпускные спектакли в этом году привезли в Москву и мне удалось попасть на два спектакля, которые показывались в уникальной Московской точке «Театральный особняк», на сцену которого допускаются толь

«Женщины по объявлению» по одноименной пьесе В.Красногорова, театрально-телевизионное реалити-шоу, режиссер-постановщик: Николай Каракаш. Женщины пришли получить работу. В объявлении сказано, что нужна женщина   не старше сорока. И обсуждение что же нужно работодателю в итоге, очень смешное. «Ему не нужная кухарка, уборщица, повариха, менеджер, директор» - нужна женщина. В офис одна за одной являются соискательницы и постепенно мы узнаем кто есть, кто и у кого какие цели и задачи. Актриса, менеджер, проститутка, загадочная дама после сорока, и девчонка оторва, 13-ти лет. 

Приведу здесь часть аннотации к спектаклю: «Спектакль пронизан ностальгией по 90 годам, игровыми ситуациями, нарциссическими травмами, разнообразными крушениями иллюзий, тонким сексизмом, гендерной нетерпимостью и постоянной объективацией женского тела и нецензурной брани.»  Звучит зазывно, однако нецензурной брани, мы, к счастью, не слышим, танцы девушек мы видим, телом они владеют, но свои тела не подвергают «объективации», то есть не раздеваются. К счастью или нет, смотря какие у кого вкусы и ожидания.  Мне было приятно, что  все остались в одежде.
Это комедия, в жанре «ситком». Не комедия характеров, нравов, такой текст написать сложно, это комедия курьезных и смешных ситуаций. Но в спектакле студентки Ярославского училища наделяют своих персонажей полноценными характерами. Это вполне учебная работа. Создать спектакль из ничего, наполнить пустоту своей индивидуальностью, характером, это получилось.  На сцене только молодые девушки и все разнообразно интересны.  Конечно, лучше было бы взять какую-нибудь содержательную пьесу.  Хотя несколько реприз вполне смешных мы услышали.  Проститутка уверяет, что ее муж абсолютно счастлив, потому что он раньше платил за визиты, а после свадьбы, они встречаются бесплатно. Актриса тоже немного шокирует, потому что она хоть и постоянно изменяет мужу, но всегда в разных образах. А сама по себе никогда не изменяла. 
Отчасти понятно откуда появляются на сценах такие пьесы, в которых заняты только женщины. По всей видимости, на курсе совершенно нет мужчин. Эта догадка укрепляется, когда во втором спектакле по Достоевскому, о нем еще расскажем, все роли, и мужские тоже, исполняют девушки.  Я много лет работал в театре, занимался репертуаром и выискивал пьесы для незанятых актрис. Таких пьес по пальцам пересчитать. А незанятая актриса это страшная сила, способная разрушить театр и довести художественного руководителя до инфаркта. Советую, есть одна такая остросюжетная пьеса-выручалочка. «Восемь любящих женщин» французского драматурга Робера Тома.  Женские роли на любой размер, возраст и вкус. Она помогает отвлечь актрис от разрушительной деятельности, и попробовать растратить себя в творчестве.
Мне всегда интересно смотреть спектакли студентов. «учебные» спектакли. Это особый жанр.  Актеры впервые выходят к зрителю, впервые общаются со зрителем, все впервые, впервые получают цветы. Сорок лет, со дня окончания ГИТИСа я смотрю каждый год, в пору выпускных экзаменов эти спектакли и никогда не остаюсь разочарованным.  На наших глазах великие театры ушли, не осталось и следа от театров Товстоногова, Эфроса, Гончарова, Ефремова, Любимова. А учебные театры по-прежнему вечно молоды и с оптимизмом смотрят вперед. Оптимизм и молодость, главное, что есть в этих спектаклях. Выпишу из программки имена актрис, кто знает, возможно, вскоре кого-то из них ожидает известность. Лариса Шанина, Лиза Леонтьева, Лизавета Суслова, Анна-Мария Анискина, Анна Соколовская, Настасия Болдырева, и единственный парень, появляющийся в конце - Евгений Филичкин.

Фантазии по поводу «Идиота»


«Все это одна фантазия», Главы из романа Ф.М. Достоевского "Идиот", режиссер-постановщик: Юрий Кантомиров  Спектакль стал результатом учебной работы, проводимой «Театральным особняком» (художественный руководитель театра Заслуженный работник культуры РФ Леонид Краснов) по программе художественно-образовательного проекта «G-театр» (руководитель Юрий Кантомиров). В спектакле заняты студенты и лаборанты проекта «G-театр».  «Целью художественного исследования текста романа «Идиот» было - посредством игры приблизиться к «загадке Мышкина» и «тайне Софии».

Это еще недостаточно изученный подход к данному материалу, но имеет очень большой потенциал. Уже сейчас мы имеем ряд интересных «открытий» в представлении этой истории. Сценическое пространство легко сочетается с пространством текста, если точка соприкосновения их фантазия. В таком случае, мы обретаем необходимую свободу, выразительность, игру, легкость зрительского восприятия, присутствие авторской мысли и глубину случившегося события.»  - это следует из аннотации к спектаклю.  Достоевский, так же, как и Пушкин, хотя намного меньше, рисовал на полях своих рукописей. И в черновых вариантах «Идиота» есть рисунок, который иногда относят к портрету главного героя романа. Губастый, курносый юноша с ощипанной бородкой, высоким лбом, и дурацкой улыбкой. Но такого Мышкина мы никогда не видели. Всегда пытаются его играть похожим на самого Достоевского значительным, психологичным, знатоком человеческих душ.  Отчасти на театре даже установился штамп   для этого персонажа. И всем проштампованным нюансам роли, например, следует и Евгений Миронов в последней телевизионной экранизации романа.  В этой постановке князь Мышкин словно взят с этого рисунка Достоевского.  Этот рисунок и в программке.

Здесь он простодушен, и жизнерадостен. Никаких бесенят в глазах, никакого пристального взгляда на людей, никакого порыва «вскрыть», проникнуть в их душу, мысли, помыслы. Нет, это «жизнерадостный идиот». По-настоящему идиот. Беспечный, наивный. Играет к тому же Мышкина женщина молодая актриса Елизавета Барская.  Решение образа настолько необычно, что всю первую сцену я просто потешался и не верил собственным глазам. Однако, весь текст, и вся ситуация романа совершенно не противоречит такому толкованию, наоборот, покорно ложится в психологический рисунок и объясняет всю запутанную сущность событий.  Рогожин в первые же минуты знакомства интересуется, как князь относится к женщинам, Интерес этот понятен, не будет ли он соперником, потому что Рогожин, это сама дикая страсть, и он весьма «охочь до женщин». И  ответ этого нового Мышкина, нелепо одетого, и вообще всего  невероятного  и несусветного, каким его нам представила  актриса, впервые меня совершенно убеждает в  правдивости слов 

- А женщин я совсем не знаю.  Актриса говорит эту фразу с юродской радостью. Да, такой Мышкин не способен обмануть, абсолютно правдив и полностью удовлетворяет нашу веру в него, как зрителей, без всяких натяжек. Ему веришь. Собственно Достоевский, как известно, пытался создать образ человека совершенно бесстрастного, то есть, именно не совсем человека, потому что страсти по всей видимости, главное, что есть в человеке. Достоевский не раз как паломник и богомолец посещал Оптину пустынь.  И наверняка посещал старцев. В его время в Оптиной был старецАмвросий, и с уверенностью можно сказать, что он на себе испытал его прозорливость, его вышеестественные способности. Не надо искать этому каких-то документальных доказательств.

Оптина пустынь описана в романе «Братья Карамазовы» и старец Зосима один из главных и важнейших образов русской литературы. И вот, если убрать монашество, в котором достигают этого бесстрастия, чтобы приблизиться к Божиим, не человеческим энергиям, убрать религиозность, то и выйдет как бы такой «идиот». Иными словами, князь Мышкин здесь юродивый. И сам Достоевский устами Лебедева его так и называет.  Почему же женщины романа Настасья Филипповна и Аглая влюблены в такого «идиота».  А потому что ему дано видеть их нравственную чистоту.  Попав на день рождения Настасьи Филипповны и выслушав историю всей ее жизни, став свидетелем стольких неблагонравных сцен, он заявляет, что готов взять ее в жены, потому что она чистая душой. Напомню, что она всю жизнь, с несовершеннолетнего возраста была содержанкой и теперь игрушка в руках богатых людей. Как вы меня, порочную женщину, можете называть чистой спрашивает Настасья Филипповна.  И Мышкин резонно со своей юродской улыбкой, и детскими интонациями в голосе, отвечает, что пройти через такой ад, способна только чистая душа. Это неотразимый аргумент и отныне эта чистая душа навсегда предана ему.  Потом будет и свадьба, и венчание. Мудрость князя Мышкина в его простодушии. Поэтому не стоит пользоваться наработанными штампами: делать страшные, сумасшедшие глаза, пронзительно смотреть на собеседника и неожиданно вскрикивать. Вся эта шелуха решительно отброшена в спектакле. 
Других открытий этот спектакль не дал, хватит и одного, такого удивительного.  Сцены играются очень странно.  Поскольку это отрывки из романа, то в них нет последовательной логики событий.  Аглая и Настасья Филипповна при встрече начинают сцену как бы с середины жизни. И мы ничего не понимаем.  Так иногда случается стать свидетелем сцен выяснения взаимоотношений посторонних людей и диву дивишься, насколько непонятна и запутана бывает жизнь. Или, что еще чаще, становишься невольным слушателем телефонного разговора, и час, пока едешь в метро, и даже больше, слушаешь выяснение  совершенно неизвестных тебе отношений и ситуаций.  Так решены в спектакле сцены. На граниабсурда.  Но если честно сказать с полным наполнением чужой и непонятной тебе жизнью сильной энергией. Так что, в конце хочется откинуться на спинку и обмахнуться платочком или веером, или чем придется.   Действующие лица и исполнители: Мышкин Елизавета Барская, Рогожин София Золотарева, Лебедев Екатерина Бизяева, Аглая Елизавета Соломеко. (Другие исполнители уточняются.)

 

                                                                                                                                                                                                            Лев Алабин


Балет на льду и сказочные миры наяву: ВДНХ приглашает на торжественное открытие зимнего сезона
Выставка Валерия Малолеткова
Василий Тропинин. Удача гения
«Царская забава»
«Сны Сибири»
«Джаз 100»
Трын*Трава. Современный русский стиль
«Дягилев. Генеральная репетиция»