| 
     
      Благополучную московскую семью неожиданно настигает довольно
      странное известие – из далекой провинции в Москву едет папин
      внебрачный сын Павел, о существовании которого,  тот раньше
       и не подозревал.  И едет не просто так – ему, инвалиду,
      вернувшемуся из «горячей точки» нужна операция. Отец
      семейства Юлик, разумеется в замешательстве -  как объяснить
      жене и детям появление  одноглазого Франкенштейна – начиная
      от его появления на свет, заканчивая предстоящим поселением в
      квартире. И ладно бы все ограничивалось бытовыми
      неудобствами…
     
    
      Встречая сына на вокзале Юлик всем своим существом надеется
      на то, что гость не приедет, а замечая на перроне
      чудаковатого молодого человеке в старомодном сером плаще и с
      черной повязкой на одном глазу -  старается гнать мысли о
      том, что это и есть его сын.
     
    
      Павлик никак не может осознать, что война кончилась, ему
      всюду мерещатся духи и всевозможные залоумышленники. От
      поведения, да и от внешности Павлика все окружающие в шоке…
      еще бы! Но шоковый эффект во многом достигается благодаря
      преднамеренно созданному контрасту. Ведь Павел с таким же
      успехом мог попасть в среду бандитов, где разговоры об
      убийствах на войне не вызвали бы такого панического ужаса или
      в среду неформальной молодежи, где к заскокам человека,
      которому постоянно что-то мерещится и слышится отнеслись бы
      достаточно лояльно.
     
    
      А чтобы шокировать мирных обывателей, как известно, не нужно
      даже быть Франкенштейном, нужно просто быть не таким как они.
      И Павлик попадает именно  в семью к среднестатистическим
      мещанам, ограниченным, неуверенным в себе и совершенно не
      способных представить что за пределами их уютной и достаточно
      комфортной жизни существуют другие миры и другие измерения,
      существует война, убийство, увечья, помешательство… В силу
      своего неведения они не могут даже представить, что у разных
      людей бывают в голове «свои тараканы», причем тоже очень
      разные и потому они не способны «размер и опасность этих
      тараканов» оценить, не способны вовремя принять надлежащие
      меры. (В конце концов, Павлик доходит до того, что увозит
      детей на дачу, захватив с собой оружие и собирается
      отстреливаться непонятно от кого).
     
    
      Хотя в фильме нет ни одной жестокой или кровавой сцены,
      «жертв» тут даже через чур много.  Павел -  жертва войны,
      Юлик – жертва обстоятельств и собственной слабости, его сын,
      подговоривший хулиганов напасть на инвалида – жертва
      воспитания, формального и поверхностного, ограничивающегося
      разговорами о том, как прилично вести себя за столом и никак
      не затрагивающего основ человечности. Все они жертвы
      непонятного зла, идентификация которого остается за кадром. И
      если в психологических триллерах (к коим картина, разумеется,
      не относится) кто-то оказывается жертвой маньяка, а маньяк в
      свою очередь, например, жертвой извращенных наклонностей
      родителей. То здесь «окончательного злодея» и виновника нам
      не показывают – кто он такой, или что такое - каждый может
      додумать, как говорится в меру своей испорченности. А кроме
      того, ситуация показанная в фильме вовсе не представлена как
      случай уникальный, тут скорее претензия на обобщение.
      Дескать, все мы такие слабые и никчемные винтики системы как
      Юлик, а все кто побывал в горячих точках – маньяки и психи. И
      ни у тех, ни у других нет надежды на спасение…
     
    
      Но  при всем очевидном понимании бессмысленности и
      трагичности любых войн хочется вспомнить о том, что
      человечество воевало всю свою историю, и не все кто приходил
      с фронта становились сумасшедшими, а потому «Мой сводный брат
      Франкенштейн» выглядит просто как пасквиль на Человека и
      Воина…
     
    
      Охарактеризовать картину как пацифистский манифест тоже не
      получится, ибо финал ее слишком жесткий недобрый  -
      обезумевшего и вооружившегося Павлика расстреливают омоновцы.
     
    
      И что же надо делать всем нам? Революцию или  харакири, или
      читать молитвы, или может быть от общества, созданного такими
      как Юлик и нужно отстреливаться сидя в укрытии? Этого
      режиссер нам не говорит. Он говорит только одно: все плохо,
      плохо… очень плохо… просто чудовищно.
     
    
      Для полноты картины надо сказать, что два других очень
      сильных фильма о войне, представленные на фестивале -
      "Жизнь как чудо"  Эмира Кустурицы и «Свои» Дмитрия
      Месхиева пасквильные настроения во многом рассеивают.
      Кустурица, как всегда потрясает своей жизнеутверждающей
      веселостью, ничуть не противоречащей реализму. Месхиев
      показывает некую почвенную, самостоятельно, без лишних
      умственных усилий произрастающую справедливость. И в обоих
      случаях – свет в конце тоннеля.
     
    
      Здесь же, в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн» глобальная
      безысходность просматривается во всем происходящем, в
      результате чего возникает нормальный человеческий протест
      против инфернального зла, о господстве которого так
      безопеляционно заявляет Тодоровский. И слава, слава Богу, это
      всего лишь его авторское мнение.
     
    
      Анна Юферева
     
    
      Сценарий: Геннадий Островский
       
      Продюсер: Леонид Ярмольник
       
      В ролях: Леонид Ярмольник, Елена Яковлева,
      Даниил Спиваковский, Сергей Гармаш, Артем Шалимов, Марианна
      Ильина, Сергей Газаров, Эльвира Данилина, Владимир Богданов,
      Татьяна Шумова, Сергей Якубенко, Дарья Белоусова, Антон
      Луценко
     
 
 
 |