Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Мой сводный брат Франкенштейн на XXVI ММКФ

Когда фильм еще страшнее, чем название…

Благополучную московскую семью неожиданно настигает довольно странное известие – из далекой провинции в Москву едет папин внебрачный сын Павел, о существовании которого,  тот раньше  и не подозревал.  И едет не просто так – ему, инвалиду, вернувшемуся из «горячей точки» нужна операция. Отец семейства Юлик, разумеется в замешательстве -  как объяснить жене и детям появление  одноглазого Франкенштейна – начиная от его появления на свет, заканчивая предстоящим поселением в квартире. И ладно бы все ограничивалось бытовыми неудобствами…

Встречая сына на вокзале Юлик всем своим существом надеется на то, что гость не приедет, а замечая на перроне чудаковатого молодого человеке в старомодном сером плаще и с черной повязкой на одном глазу -  старается гнать мысли о том, что это и есть его сын.

Павлик никак не может осознать, что война кончилась, ему всюду мерещатся духи и всевозможные залоумышленники. От поведения, да и от внешности Павлика все окружающие в шоке… еще бы! Но шоковый эффект во многом достигается благодаря преднамеренно созданному контрасту. Ведь Павел с таким же успехом мог попасть в среду бандитов, где разговоры об убийствах на войне не вызвали бы такого панического ужаса или в среду неформальной молодежи, где к заскокам человека, которому постоянно что-то мерещится и слышится отнеслись бы достаточно лояльно.

А чтобы шокировать мирных обывателей, как известно, не нужно даже быть Франкенштейном, нужно просто быть не таким как они. И Павлик попадает именно  в семью к среднестатистическим мещанам, ограниченным, неуверенным в себе и совершенно не способных представить что за пределами их уютной и достаточно комфортной жизни существуют другие миры и другие измерения, существует война, убийство, увечья, помешательство… В силу своего неведения они не могут даже представить, что у разных людей бывают в голове «свои тараканы», причем тоже очень разные и потому они не способны «размер и опасность этих тараканов» оценить, не способны вовремя принять надлежащие меры. (В конце концов, Павлик доходит до того, что увозит детей на дачу, захватив с собой оружие и собирается отстреливаться непонятно от кого).

Хотя в фильме нет ни одной жестокой или кровавой сцены, «жертв» тут даже через чур много.  Павел -  жертва войны, Юлик – жертва обстоятельств и собственной слабости, его сын, подговоривший хулиганов напасть на инвалида – жертва воспитания, формального и поверхностного, ограничивающегося разговорами о том, как прилично вести себя за столом и никак не затрагивающего основ человечности. Все они жертвы непонятного зла, идентификация которого остается за кадром. И если в психологических триллерах (к коим картина, разумеется, не относится) кто-то оказывается жертвой маньяка, а маньяк в свою очередь, например, жертвой извращенных наклонностей родителей. То здесь «окончательного злодея» и виновника нам не показывают – кто он такой, или что такое - каждый может додумать, как говорится в меру своей испорченности. А кроме того, ситуация показанная в фильме вовсе не представлена как случай уникальный, тут скорее претензия на обобщение. Дескать, все мы такие слабые и никчемные винтики системы как Юлик, а все кто побывал в горячих точках – маньяки и психи. И ни у тех, ни у других нет надежды на спасение…

Но  при всем очевидном понимании бессмысленности и трагичности любых войн хочется вспомнить о том, что человечество воевало всю свою историю, и не все кто приходил с фронта становились сумасшедшими, а потому «Мой сводный брат Франкенштейн» выглядит просто как пасквиль на Человека и Воина…

Охарактеризовать картину как пацифистский манифест тоже не получится, ибо финал ее слишком жесткий недобрый  - обезумевшего и вооружившегося Павлика расстреливают омоновцы.

И что же надо делать всем нам? Революцию или  харакири, или читать молитвы, или может быть от общества, созданного такими как Юлик и нужно отстреливаться сидя в укрытии? Этого режиссер нам не говорит. Он говорит только одно: все плохо, плохо… очень плохо… просто чудовищно.

Для полноты картины надо сказать, что два других очень сильных фильма о войне, представленные на фестивале - "Жизнь как чудо"  Эмира Кустурицы и «Свои» Дмитрия Месхиева пасквильные настроения во многом рассеивают. Кустурица, как всегда потрясает своей жизнеутверждающей веселостью, ничуть не противоречащей реализму. Месхиев показывает некую почвенную, самостоятельно, без лишних умственных усилий произрастающую справедливость. И в обоих случаях – свет в конце тоннеля.

Здесь же, в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн» глобальная безысходность просматривается во всем происходящем, в результате чего возникает нормальный человеческий протест против инфернального зла, о господстве которого так безопеляционно заявляет Тодоровский. И слава, слава Богу, это всего лишь его авторское мнение.

Анна Юферева

Сценарий: Геннадий Островский
Продюсер: Леонид Ярмольник
В ролях: Леонид Ярмольник, Елена Яковлева, Даниил Спиваковский, Сергей Гармаш, Артем Шалимов, Марианна Ильина, Сергей Газаров, Эльвира Данилина, Владимир Богданов, Татьяна Шумова, Сергей Якубенко, Дарья Белоусова, Антон Луценко


Открытие катка ВДНХ
«Комореби»
Cosmoscow 13-й выпуск
«Еврейская жизнь: история и современность»
Карл Брюллор. Рим-Москва-Петербург
"День Российского Рубля"
VI Московская неделя интерьера и дизайна
Пресс-конференция 47 ММКФ