Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Аромат старого кино

В поселке Белые Столбы (городской округ Домодедово) расположен Госфильмофонд РФ, одно из крупнейших фильмохранилищ в мире.

Это поистине сокровищница кино насчитывает более 60 000 единиц хранения. Ежегодно здесь проводится фестиваль архивного кино «Белые Столбы». В этом году прошел XI-й по счету фест. По сложившейся традиции участников и гостей фестиваля знакомят с незаслуженно забытыми или по разным причинам малознакомыми картинами прошлых лет.

На фестивале этого года побывали Ирина Скобцева, Эльдар Рязанов, Всеволод Шиловский, Вениамин Смехов, Светлана Дружинина, Родион Нахапетов. Ежегодно в столбы наведывается живой классик нашего кино Марлен Хуциев, по совместительству почетный президент фестиваля. Как говорит, ездит сюда в оздоровительных целях – надышаться ароматом старого кино.

Кстати сказать, в этом году хуциевская «Весна на Заречной улице» отметит свой полувековой юбилей. Другой частый гость феста -  Ганс Шлегель, историк кино, один из отборщиков  Берлинского фестиваля. Среди других завсегдатаев – архивисты из Чехии, Польши, Японии.

  В числе традиционных рубрик фестиваля: «Великие столетия», «Конфронтация», «In memoriam», «Анимация: краткий курс» и «Короткометражное кино».

  Столетники-2007 – Зоя Федорова, Александр Столпер, Юрий Екельчик, Василий Соловьев-Седой.  Соловьев-Седой писал много музыки для кино – «Небесный  тихоход» (1945), «Первая перчатка», «Донская повесть» (1964). Знаменитые соловьевские «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина впервые зазвучали в «Днях Спартакиады» (ЦСДФ, 1956).

  Выдающийся оператор  Юрий Екельчик рано ушел из жизни – в 48 лет. В содружестве с Довженко он сделал «Ивана» и «Щорса», абсолютный операторский шедевр «Строгий юноша» А. Рома, он же снимал «Весну» Г. Александрова. Своим мастерством светописи в создании психологических портретов Ю. Екельчик блеснул и в «Боевых киносборниках» (1942).

  Александра Столпера мы знаем по его  «симониане»  «Жди меня», «Живые и мертвые». На фестивале показали его дебютную картину «Закон жизни» (1940), прожившую в прокате всего сутки. После разгромной статьи в «Правде» картину закрыли. Еще бы, - авторы посягнули на святая-святых  - моральный облик обкомовского лидера комсомола! 

  В 1937 году Сергей Юткевич поставил «Шахтеров» с молодой Зоей Федоровой в главной роли. Федорова играет настоящую комсомолку-стахановку, словно сошедшую с плакатов тех лет.

1937 год – год великого террора. «Врагов народа» искали не только в «Шахтерах»  Юткевича, но и в «Дочери Родины»(1937) В. Корш-Саблина, и в «Госте» (1939) Г. Раппапорта и А. Минкина. Время было такое, время тотальной шпиономании. Это уже позже, в 60-е годы, во времена «холодной войны» европейцы позволяли себе острить и шутить на тему шпионских страстей. Примерно так, как в картине Эдуардо Молинаро  «Восхитительная идиотка» с неподражаемой Бриджит Бордо. На фестивале отметили столетний юбилей трех французских классиков – Ива Аллегре, Анри-Жоржа Клузо и Роббера Брессона. Генеральная тема Аллегре -  одиночество и бессилие человека, ситуации единоборства с судьбой. Таков герой Жерара Филипа в его картине  «Такой хороший маленький пляж» (1948). Клузо известен нашему зрителю по своему черно-белому шедевру «Плата за страх» с Ив Монтаном. На фестивале показывали его осовремененную версию «Манон» по сюжету Прево. Единственный фильм Брессона, шедший в советском прокате «Приговоренный к смерти бежал». Главный «герой» его картины «На удачу, Бальтазар» (1965) – святой мученик осел Бальтазар и окружающие его люди.

  Имена Джона Уэйна и Фреда Циннемана связаны с классическим американским вестерном. Уэйн прославился в роли Ринго Кида в лучшем вестерне всех времен и народов «Дилижанс» (1939) Джона Форда. Его «Аламу», где Уэйн выступил сразу в двух ипостасях – постановщика и актера, вестерн поистине эпического размаха, повествующий о борьбе североамериканцем и мексиканцев за штат Техас.  «Ровно в полдень» (1952)  Циннемана – один из самых совершенных по исполнению и драматической глубине вестернов. В его антивоенной драме «Мужчины» (1950) свою первую роль в кино сыграл Марлон Брандо.

  И еще два актерских столетия сэра Лоренса Оливье и Кэтрин Хепберн. Оливье, по большей части известного у нас по шекспировским ролям, любопытно было увидеть в роли мистера Дарси в  ранней экранизации Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Его «Ричард III» в те же дни шел в кинотеатре  «Иллюзион», где параллельно проводилось «Эхо «Белых Столбов».

Здесь же показывали «Лев зимой» с Кэтрин Хепберн и Питером О*Тулом. О независимом нраве своевольной Кэт в Голливуде слагали легенды. Кэйт Бланшитт была великолепна в роли легендарной  Хепберн, возлюбленной авиатора-миллионера Говарда Хьюза. За эту роль в «Авиаторе» Скорсезе  актриса была удостоена «Оскара». К слову сказать, сама Хепберн была абсолютной рекордсменкой по «Оскарам». На ее счету их – целых четыре!  В картине Джорджа Кьюкора «Ребро Адамово» (1949) она сыграла в паре со Спенсером Трейси, со своим многолетним партнером и супругом.

  Вспоминали здесь и ушедших в прошлом году Роберта Олтмена и Джиллу Понтекорво. «Компаньоны» (2006) Олтмена, прошедшие у нас в прокате – метафора лучшей Америки в стиле кантри – его прощальный привет этому миру. Ну, и пожалуй, самое сильное впечатление XI феста – антифашистская драма «Капо» (1960)  Понтекорво. Это пронзительная история юной еврейки, пожертвовавшей собою ради спасения группы заключенных в концлагере.

  Ну, и в качестве фильма-сюрприза показывали видеофильм киноведа и режиссера  Левона Григоряна «Воспоминание о «Саят-Нове». Это восстановленные пять новелл оригинала параджановского «Цвета граната», подвергшегося в советское время жесточайшей цензуре.

  Ближе к закрытию прошел традиционный круглый стол «Синематека XXI века». На круглом столе презентовали объемный том  киноэнциклопедии « Первый век нашего кино» под редакцией известного нашего культуролога Кирилла Разлогова.

  Владимир Дмитриев – главный отборщик фестивальных программ, а по совместительству зам. Гендиректора Госфильмофонда, похвастался последним крупным приобретением – черновой вариант «Тихого Дона» С. Бондарчука.

  В 2008 году Госфильмофонд отметит свое шестидесятилетие, а российское кино свой столетний юбилей.  Но это уже будет на XII фестивале архивного кино «Белые столбы».

                                Осипова Гаянэ.


Балет на льду и сказочные миры наяву: ВДНХ приглашает на торжественное открытие зимнего сезона
Выставка Валерия Малолеткова
Василий Тропинин. Удача гения
«Царская забава»
«Сны Сибири»
«Джаз 100»
Трын*Трава. Современный русский стиль
«Дягилев. Генеральная репетиция»