Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Фильмы 24 Кинотавра - 2 часть

Ах, война, что ж ты сделала, подлая... В середине пятидесятых годов ХХ века после смерти одного высокоэффективного менеджера культурная жизнь Страны Советов начала вдруг полниться различного рода дискуссиями. Основ и устоев сии обсуждения, разумеется, не затрагивали, но общую твердолобость немного размягчили.

Одной из самых резонансных дискуссий стала военная. "Глобус или карта-двухверстка" так называлась основная статья, на которую ссылались, с которой спорили участники. Что такое глобус, объяснять, думаю, не нужно. А вот о карте-двухверстке напомнить следует. Это небольшая раскладывающаяся карта, находившаяся в планшете на поясе у младших и средних командиров. Тех, кто жил в окопах. Тех, кто поднимал в атаку солдат.

Сразу после Победы войну было принято показывать с точки зрения Верховного Главнокомандующего, мыслившего масштабами планеты, передвигавшего полки и дивизии в одном ему ведомом направлении. Трехчасовую эпопею 1949 года "Сталинградская битва", снятую с этих позиций, сегодня можно смотреть лишь по приговору суда.

Снятые же после дискуссии "двухверсточные" "Баллада о солдате", "Летят журавли", "Судьба человека", "Иваново детство" навечно вошли в духовную историю нашего общества, потому что явили миру невероятные проявления огромности человеческой жизни на войне и около нее, художественно подтвердив правоту тех, кто в середине пятидесятых ратовал за "окопную правду".

На исходе шестидесятых громокипящее "Освобождение" и десятки ему подражаний вновь повернули военный кинематограф к "глобусу". Снова по экрану стал ходить попыхивающий трубкой милейший Генералиссимус. Снова он двигал полки и дивизии на гигантской карте, по меткому выражению А. И. Солженицына, "коротким переползом жирного пальца". И зрители поначалу умилялись возвращению Великого Вождя. Однако умиление длилось недолго, а семидесятые в истории нашего военного кино остались не "Пламенем", "Соколовом" да бесчисленными "Фронтами". Мы чтим германовскую запрещенную "Проверку на дорогах", его же "20 дней без войны", великое "Восхождение" Ларисы Шепитько. Все это "двухверсточные" фильмы.

Сегодня ситуация еще более странная. Любовь к обладателю "глобуса" вроде бы вновь взыграла с неземной силой, а на экране люди, их страдания, их страсти окончательно заместили статуарную монументальность высоких кабинетов и многозначительное попыхивание бессменной трубкой.

Посему в преддверии появления бондарчуковского "Сталинграда" не вредно вспомнить как выдающиеся "двухверсточные" кинопроизведения, так и фильмы, несправедливо забытые капризной историей и не менее капризным зрителем. Умилиться юному Кваше в картине "В трудный час", не менее юному литовцу Адомайтису в белорусском "Восточном коридоре"... Да что там! Положа руку на сердце, кто из современных кинематографистов видел "Судьбу человека" или "Иваново детство" в кинозале? Боюсь, что никто.

Посмотрев наши замечательные военные фильмы полувековой давности, нелишне будет вспомнить о "Девятой роте" и "Обитаемом острове". Понять, что в этих лентах Бондарчук-младший, подобно Столперу в "Живых и мертвых", пытается соединить "глобусный" взгляд на войну со взором "двухверсточника". Иногда это у него получается лучше, иногда хуже.

Надеемся, что скоро сын Сергея Бондарчука в цвете и в 3D снимет картину, которую как-нибудь можно будет показать на одном сеансе с одним из величайших советских фильмов "Судьбой человека".

СЕРГЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ
Куратор программы, историк кино, кинокритик

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Режиссер Сергей Бондарчук
СССР, 1959 г., 12+

В ТРУДНЫЙ ЧАС
Режиссер Илья Гурин
СССР, 1961 г., 12+

ИВАНОВО ДЕТСТВО
Режиссер Андрей Тарковский
СССР, 1962 г., 12+

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ
Режиссер Александр Столпер
СССР, 1963 г., 12+

ВОСТОЧНЫЙ КОРИДОР
Режиссер Валентин Виноградов
СССР, 1966 г., 16+

БАБЬЕ ЦАРСТВО
Режиссер Алексей Салтыков
СССР, 1967 г., 16+

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Режиссер Алексей Герман
СССР, 1971 г., 12+

ЗВЕЗДОПАД
Режиссер Игорь Таланкин
СССР, 1981 г., 12+

ГОД ГОЛЛАНДИИ НА "КИНОТАВРЕ"

ГОЛЛАНДСКИЙ КОРОТКИЙ МЕТР

По сложившейся традиции, год Голландии отмечается на "Кинотавре" программой короткометражных фильмов. На сей раз перед нами призеры Нидерландского кинофестиваля. Созданный в 1981 году по инициативе выдающегося режиссера Йоса Стеллинга, этот киносмотр каждую осень проходит в Утрехте. Четвертый по величине и самый древний город Голландии, видимо, неслучайно выбран как место проведения именно национального кинофестиваля, называвшегося поначалу весьма скромно "Дни нидерландского фильма" (Nederlandse Filmdagen/Netherlands Film Days) и задуманного как узкоцеховое событие для соотечественников-кинематографистов. Довольно быстро киносмотр стал набирать обороты, привлекать внимание не только кинематографистов, но и зрителей из разных стран, а на свой двадцатипятилетний юбилей собрал 100 000 посещений. Теперь это значительный фестиваль с серьезным жюри и престижным наградами. Его главный приз Золотой теленок вручается не только полнометражным художественным, но также и документальным, телевизионным, короткометражным фильмам. О серьезности отношения к короткометражному кино в Голландии красноречиво свидетельствует тот факт, что однажды, в 1996 году, сам Йос Стеллинг наравне с начинающими режиссерами принял участие в конкурсе короткометражек и выиграл гран-при. Его остроумная зарисовка "Зал ожидания" выдает мастерство, но никак не мэтра это один из самых тонких и при этом смелых фильмов программы. Насколько можно судить по составу антологии лауреатов короткого метра, выпущенной в 2005 году и представляющей итог работы за четверть века, отборщики и жюри Нидерландского кинофестиваля открыты навстречу всем жанрам, а зачастую и их смешению. Особое место в программе занимает доку-драма, где социально и личностно значимая проблема выражена со свободой и иронией, напоминающей кинопроекции нового романа ("В будущем году в Холислоуте") или сюрреализм бунюэлевского образца ("Воспоминания без битв и других смертей"). Куклы из театра марионеток, внедренные в ткань игрового кино ("Метро"),- метафора вандализма в современном мире и эксперимент по совмещению языков двух искусств. Виртуозная анимация ("Еще раз") антиутопия, лишенная дидактизма за счет того, что размышление о мире после ядерной катастрофы представлено в гротескно-абсурдистском ключе. И конечно, многие фильмы начинающих режиссеров сняты на тему о том, легко ли быть молодым, о жестокости, об уязвимости, о поиске себя в творчестве, в любви и о том, какими несущественными могут оказаться все эти конфликты с миром, если жизнь внезапно оборвется. Представляя программу голландского короткого метра, мы считаем своим приятным долгом поблагодарить Хермана де Вита, экс-программного директора и члена отборочной комиссии Нидерландского кинофестиваля, за содействие в получении фильмов и за ценные консультации, а также Степана Шушкалова за уточнение русской транслитерации голландских имен.

НАТАЛЬЯ НУСИНОВА

Российский куратор программы

ЕЩЕ РАЗ

Режиссер Ханс Нассенстайн

Нидерланды, 1982 г., 16+

В БУДУЩЕМ ГОДУ В ХОЛИСЛОУТЕ

Режиссер Эмиль Ван Муркеркен

Нидерланды, 1983 г., 16+

СДЕРЖАННО

Режиссер Арман Перрене

Нидерланды, 1987 г., 16+

ВОСПОМИНАНИЯ БЕЗ БИТВ И ДРУГИХ СМЕРТЕЙ

Режиссер Натали Алонсо Касале

Нидерланды, 1992 г., 16+

ЗАЛ ОЖИДАНИЯ

Режиссер Йос Стеллинг

Нидерланды, 1996 г., 16+

МЕТРО

Режиссер Эрик Стейхстра

Нидерланды, 1999 г., 16+

ВЕСЬМА РЕАЛИСТИЧНАЯ, НО ВСЕ ЖЕ РОМАНТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Режиссер Йессе де Йонг

Нидерланды, 2000 г., 16+

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АЛЬФРЕДА МААССЕНА

Режиссер Давид Ламмерс

Нидерланды, 2001 г., 16+

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИРМГАРД (ПЕЩЕРА ХАН ВАН ФЛОТЕНА)

Режиссер Елена Блум

Нидерланды, 2003 г., 16+

Призы 24 Открытого Российского Кинофестиваля "Кинотавр"

Главный приз

Кинофестиваля "Кинотавр"

Приз

"За лучший дебют"

Приз

"За лучшую мужскую роль"

Приз им. Г. Горина

"За лучший сценарий"

Приз конкурса

"Кинотавр". Короткий метр"

Приз

"За лучшую режиссуру"

Приз

"За лучшую женскую роль"

Приз

"За лучшую операторскую работу"

Приз им. М. Таривердиева

"За лучшую музыку к фильму"

Приз зрительских симпатий

победителю программы "Кино на площади"

Также на Церемонии Открытия фестиваля вручается приз

Александру Наумовичу Митте

"Выдающемуся кинорежиссеру, строгому воспитателю, озорному выдумщику"

Жюри основного конкурса

Председатель жюри

АЛЕКСАНДР МИТТА

Режиссер, сценарист, продюсер. Народный артист России. Лауреат Государственной премии РФ (сериал "Граница. Таежный роман"). Лауреат премии Московского комсомола (за фильм "Звонят, откройте дверь"), лауреат премии Ленинского комсомола (за фильм "Точка, точка, запятая..."), Почетный член Российской академии художеств. Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Родился 28 марта 1933 года в Москве. В 1955 году окончил архитектурный факультет инженерно-строительного института МИСИ, где его учителем был великий архитектор-конструктивист Константин Мельников, затем работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах ("Крокодил", "Веселыекартинки" и др.). В 1960 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма). Как режиссер дебютировал в 1961 году, поставив вместе с Алексеем Салтыковым дипломную полнометражную ленту "Друг мой, Колька!" (киностудия "Мосфильм"). Мировую известность Александру Митте принес фильм "Звонят, откройте дверь", удостоенный Гран-при "Золотой лев святого Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. "Затерянный в Сибири" "Лучший английский фильм на неанглийском языке" BAFTA. Номинация на "Золотой глобус". Автор учебника режиссуры "Кино между адом и раем". Руководитель "Школы-студии Александра Митты", преподает кинодраматургию и режиссуру в Гамбургской киношколе, руководит семинаром в ВКСР.

Фильмография режиссера полнометражное кино:

1961 г. "Друг мой, Колька!" (совм. с А. Салтыковым, диплом)

1962 г. "Без страха и упрека"

1965 г. "Звонят, откройте дверь"

1969 г. "Гори, гори, моя звезда"

1972 г. "Точка, точка, запятая"

1974 г. "Москва, любовь моя" (СССР Япония)

1976 г. "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (СССР ФРГ)

1979 г. "Экипаж"

1982 г. "Сказка странствий" (СССР, ФРГ, Чехословакия, Румыния)

1988 г. "Шаг" (СССР Япония)

1991 г. "Затерянный в Сибири" (СССР Англия)

2000 г. "Граница. Таежный роман" (телесериал)

2000 г. "Таежный роман" (фильм)

2002 г. "Раскаленная суббота"

2005 г. "Лебединый рай" (телесериал)

2013 г. "Чудо Шагала" (Шагал Малевич) (фильм)

Члены жюри основного конкурса

ЛЮБОВЬ АРКУС
Режиссер, кинокритик

АНАТОЛИЙ БЕЛЫЙ
Актер

АНТОН ДОЛИН
Кинокритик

СЕРГЕЙ МЕЛЬКУМОВ
Продюсер

ЮРИЙ ПОТЕЕНКО
Композитор

ВИКТОРИЯ ТОЛСТОГАНОВА
Актриса

Жюри кинопрокатчиков

Председатель жюри

АЛЕКСЕЙ РЯЗАНЦЕВ

Генеральный директор кинокомпании "КАРО Премьер"

Почетный кинематографист РФ, заслуженный работник культуры РФ, академик Академии кинематографических наук и искусств "Золотой орел", кандидат философских наук, доцент кафедры продюсерского мастерства ВГИКа

Члены жюри кинопрокатчиков

СЭМ КЛЕБАНОВ
Президент компании "Кино без границ", кинопродюсер

ГЕННАДИЙ ХОДОС
Директор по кинопрокату сети кинотеатров "Киномакс"

Жюри конкурса

"Кинотавр". Короткий метр"

Председатель жюри

БОРИС ХЛЕБНИКОВ

Режиссер, сценарист, продюсер. Родился в 1972 году. Два года учился на биолога, потом поступил на киноведческий факультет ВГИК. Обладатель премий различных кинофестивалей, в том числе "Кинотавра" и ММКФ.

Избранная фильмография:

2012 г. "Долгая счастливая жизнь"

2012 г. "Пока ночь не разлучит"

2009 г. "Сумасшедшая помощь"

2009 г. "Короткое замыкание", альманах, новелла "Позор"

2006 г. "Свободное плавание"

2003 г. "Коктебель" (совместно с Алексеем Попогребским)

Члены жюри конкурса

"Кинотавр". Короткий метр"

ПЕТР АНУРОВ
Продюсер

ЛЕОНИД ДЕСЯТНИКОВ
Композитор

МАРИЯ КУВШИНОВА
Кинокритик

КАТЯ ФИЛИППОВА
Продюсер

Подробнее: http://www.akrida.ru/fest/15819.html

Официальный сайт фестиваля: http://www.kinotavr.ru


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка