Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Победа музыки

Если бы у меня спросили, кого из современных пианистов интересно послушать, я бы рекомендовал попасть на концерт Михаила Рыба. И не только потому, что он всегда собирает полные залы. А почему? Сейчас объясню.

Первый концерт С. С. Прокофьева. Это один из наиболее часто исполняемых концертов. В советские времена он постоянно звучал в праздничные дни, особенно 7 ноября.  Он очень удобен, длится всего около 15 минут, и полон жизнелюбия и жизнеутверждающих сил, энергии. И, конечно, вселяет оптимизм и хорошее настроение, что и требовалось. Но достигалось это изменением темпа до престо. Появлялась бравурность, концерт звучал как пионерский марш. И после него, что было вполне естественно, добавляли номера из  симфонической сказки «Петя и волк» того же Прокофьева. Юмор никому не мешает в праздничный день. Надо сказать, что первый концерт написан в 1911, еще в студенческие годы, и совсем не принадлежит к советской композиторской школе. В исполнении М. Рыба удалось преодолеть массу штампов. Открыв партитуру Прокофьева легко убедиться, что там написано: Allegro molto maestoso, а совсем не Presto, и даже не Allegro molto vivace. Главная тема солирующего фортепиано зазвучала величественно, «маэстозно», если сказать на музыкальном жаргоне. И музыка изменила смысл. Появилась «фанфарность» звучания, в которой неожиданно узнаются более поздние произведения Прокофьева трубы на площади Вероны из балета «Ромео и Джульетта». Воссоединилась прерванная связь. Образы, которые появляются дальше, во многом близки образу Меркуцио из этого же балета, полного саркастичности, гротеска, ироничности. В Концерте появилась выпуклость, рельефность, театральность и тарантелла уже не напоминает пионерскую псенку. А в лирической части во многом узнаются сказочные картины из другого балета «Золушка». В каденции опять появляется «фанфарность», «маэстозность». Собственно, это и вселяет радость жизни. А совсем не легкость бравурного марша.

Я бы настоятельно рекомендовал попасть на концерт Михаила Рыба. В антракте мы стоим в коридоре и бесконечно рассказываем друг другу, как играет Михал Михалыч. И после концерта, наше обсуждение продолжается. 
- Он никогда не выпячивает себя. Он всегда идет ровно с оркестром. Говорит музыкальный критик Владимир Ойвин. - Он растворяется в музыке.
- А когда он играет фортепьянные произведения, то никогда не выпячивает свою интерпретацию, а играет автора, вторю я ему.
Его манера исполнения неуловима, он ее прячет в ноты, то есть в саму музыку, он себя никогда не показывает, а показывает именно музыку.
Кто-то возражает и говорит, что так должен играть каждый пианист. Однако это не так.  Чаще впереди идет манера звукоизвлечения. А потом индивидуальность, потом интерпретация. И, вообще, разве можно сегодня сыграть классическое произведение без интерпретации? Не знаю, но Михаил Рыба может.
Если музыка однажды вошла в тебя, то хочется бесконечно говорить о ней.  И в Интернете идет непрерывное обсуждение и прослушивание записей. Их тысячи. Официальные и профессиональные, отрывочные, пиратские и любительские. С видео и только со звуком.  И число просмотров и прослушиваний растет изо дня в день. Все хотят слушать музыку, все хотят узнать тайну классиков.
Михаил Рыба сын нашего знаменитого баса-профундо Михаила Рыба, для которого писал еще Дмитрий Шостакович. Сохранились надписи на полях партитур с автографом великого композитора, посвященные певцу. А молодому пианисту, еще в начале творческого пути, пишет на  полях своей партитуры Тихон Хренников: «выдающемуся пианисту, изумительному музыканту... с восхищением»
Михаилу Рыба посвящают композиторы свои произведения, как например, профессор Академии им. Гнесиных Муравлев посвятил ему этюд-картину «Ручей у стен старого замка».
Любимый ученик В.К. Мержанова непременный участник концертов его памяти. Виктор Карпович  всегда отличал Михаила Рыба, ставил его в числе первых на концертах. «Его игру отличает тонкая музыкальность, глубокая содержательность, высочайший профессионализм», так характеризовал своего ученика Виктор Мержанов.
Известный музыковед Жанна Дозорцева, которая в своих программах, предваряет   исполнителей, однажды со сцены Большого Зала Консерватории произнесла крылатые слова, разлетевшиеся по многим статьям, по Интернету, по записям. «Я не знаю, кто ещё у нас в России может сегодня так играть Баха, как Михаил Рыба. Не понятно, как ему это удается».
Михаил Рыба составил и сыграл оригинальнейшую авторскую программу «Танцевальная музыка Баха». Такого до него еще никто не делал.
Вот что пишут социальные сети: «На сайте Московской филармонии увидела видеозапись концерта от 22.03.15 в КЗЧ, в котором М. Рыба исполнил 1 и 5 клавирные концерты Баха. Запись очень впечатлила редким и глубоким пониманием самой сути баховской музыки. Поразительно сочетание четкой артикуляции каждого звука и, в тоже время, постоянного ощущения тока мелодической линии. Неспешные темпы позволяют сконцентрироваться не на внешних эффектах, а на поисках смысловых оттенков внутри самой музыки. В общем - позвольте выразить восхищение Вашей интерпретацией этой великой музыки».
Иногда любители объясняют суть исполнительского мастерства лучше, чем самые искусные музыковеды. Не в обиду будет сказано.
В репертуаре пианиста концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шопена, Метнера... Если перечислять с какими оркестрами играл Михаил Рыба, то не останется места для слов в моем и так небольшом эссе.
В ряду классиков, которых исполняет пианист, стоят и современные композиторы, и совсем уже неожиданно джазовые. Нужно быть воистину виртуозом, чтобы исполнить головокружительную импровизацию: Джазовую сюиту для фортепиано с оркестром А. Цфасмана.
Михаил Рыба открывает неизвестное, например, 1-й концерт Метнера он исполнил впервые. Музыка этого вечного скитальца, расцвет творчества которого пришелся на самые смутные времена России, нашедшего в конце концов приют в Англии, доходит до нас сегодня наполненная огромной любовью к Родине. Не слепой любовью, но открывающей истинные национальные ценности. Такой нужной нам сегодня. Открывает то, что мы в своей культуре не ценим, что привыкли не замечать и даже ругать. Вот, собственно, почему стоит послушать пианиста Михаила Рыба.  
              

                                                                                                                   Лев Алабин


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка