Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Савва Мамонтов. Константин Станиславский. Параллели…

Выставка, организованная Московским Художественным театром имени А. П. Чехова, Музеем МХАТ и Главным архивным управлением города Москвы, приурочена к 170-летию со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова.

Савва Иванович Мамонтов и Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев)  две выдающиеся личности в истории русского искусства. Их имена неразрывно связаны с реформаторской деятельностью в области оперного и драматического театров России конца XIX  начала XХ века. Каковы истоки их увлечения и беззаветной преданности театру? Каким путем каждый из них шел к созданию новой театральной эстетики? Параллели в жизни& Параллели в искусстве&
Выставка, организованная Московским Художественным театром имени А. П. Чехова, Музеем МХАТ и Главным архивным управлением города Москвы, приурочена к 170-летию со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова. Экспозиция открывается разделом из жизни двух знаменитых московских купеческих семей: Мамонтовых и Алексеевых. Среди них  материалы биографического характера, многочисленные семейные фотографии. Также экспонаты расскажут об увлечении, ставшем популярным в московских предпринимательских кругах второй половины XIX века  семейных театральных кружках. Афиши, эскизы декораций, выполненные известными художниками, фотографии сцен любительских спектаклей Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова и кружка семьи Алексеевых свидетельствуют о большой любви их участников к сценическому искусству и серьезности подхода к постановке театрального действа. Интересно отметить, что, связанные родственными узами, С.И. Мамонтов и К.С. Станиславский выступили в разные годы в одной и той же роли Мегрио в домашних постановках водевиля «Тайна женщины».
Особое внимание на выставке уделено любимому детищу С.И. Мамонтова  Русской частной опере, созданной им в 1885 году. Первый сезон открылся постановкой оперы А.С. Даргомыжского «Русалочка» на сцене театра Лианозова, перестроенного впоследствии выдающимся архитектором Ф.О. Шехтелем для Московского Художественного театра. Среди экспонатов  программы спектаклей разных сезонов, фотографии известных исполнителей мамонтовского театра, эскизы костюмов и декораций, а также техническая документация зданий театров, в которых проходили спектакли Частной оперы С.И. Мамонтова.
В 1891 году К.С. Станиславский возглавил Общество искусства и литературы. Несколькими годами позже с группой ведущих актеров Общества Станиславский перешел во вновь организованный Московский Художественный театр. Благодаря ему впервые в истории русского театра из группы любителей возникла постоянная труппа, составившего основу МХТ. Об этом периоде расскажут многочисленные фотографии спектаклей.
Важная часть экспозиции  документальные материалы о постановке двух спектаклей: оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Частной опере (1885) и пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» в Московском Художественном театре (1900). Эскизы декораций В.М. Васнецова для Частной оперы и сценические костюмы к спектаклю МХТ, выполненные по эскизам художника В.А. Симова, гармонично дополняют эту часть экспозиции.
Театральная жизнь Москвы конца 1898 года была отмечена двумя событиями, вошедшими в историю русского искусства: 14 октября на сцене Московского Художественного театра была показана пьеса А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», 7 декабря в Частной опере была поставлена опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Успех обеих премьер объяснялся не только выдвижением новых задач в сценическом исполнительстве, но и актуальностью этих спектаклей. Об этом свидетельствуют переписка Н.А. Римского-Корсакова с С.И. Мамонтовым об удачной премьере спектакля, фотографии Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, афиша и фотоматериалы со сценами постановки МХТ, а также кольчуга К.С. Станиславского для роли И.П. Шуйского в спектакле «Царь Федор Иоаннович», представленные на выставке.
Завершают экспозицию архивные документы, рассказывающие о двух архитектурных замыслах: проекте С.И. Мамонтова по строительству грандиозного культурного центра на Театральной площади (архитектор Л.Н. Кекушев) и проекте перестройки здания для Московского Художественного театра в Камергерском переулке (архитектор Ф.О. Шехтель). К большому сожалению, проект, задуманный С.И. Мамонтовым, не был реализован в связи с трагическими событиями, кардинально изменившими жизнь известного предпринимателя, строителя железных дорог и мецената, предложившего своим современникам по-новому взглянуть на русское оперное искусство.
Жизнь и творчество двух великих реформаторов русского оперного и драматического искусства. Параллели& или все же точки пересечения?

 

На выставке представлены материалы:

Центрального исторического архива Москвы
Центрального архива научно-технической документации Москвы
Центрального московского архива-музея личных собраний
Российского государственного архива литературы и искусства
Государственной Третьяковской галереи
Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки
Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина
Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника
«Абрамцево»
Музея Московского Художественного академического театра
Российской государственной библиотеки
Российской государственной библиотеки искусств
Семейного архива С. Н. Чернышева


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка