Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Умерла Нея Марковна Зоркая - выдающийся историк и теоретик театра и кино

Перу Неи Зоркой принадлежат десятки книг, сотни статей, не раз определявших новые направления в искусствоведении.

16 октября на 83-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончалась Зоркая Нея Марковна — ученый с мировым именем, выдающийся историк и теоретик театра и кино, писатель, талантливый педагог. Нея Марковна отличалась гражданской смелостью — в конце 60-х годов она подписала ряд писем в защиту писателей-диссидентов, в результате чего на годы лишилась возможности публикаций.
Ее вспоминает театральный критик Вера Максимова.

МАКСИМОВА: Нея Марковна Зоркая — одна из самых блестящих представительниц нашего искусствоведения, нашего театроведения, нашего киноведения. В войну девочка, год поступления в ГИТИС — 42-й, и вместо занятий сразу же отправка в деревню Дракино, где она и ее подружки рубили лес для фронта. У нее есть медаль "За оборону Москвы". Ученица таких наших легендарных людей театра, как Павел Александрович Марков, Григорий Нерсесович Баяджиев, Стефан Стефанович Мокульский, Дживилегов.

Удивительная разносторонность, талант и прекрасная школа. Киноведом ее считали люди кино, театроведом считали люди театра. Не случайно одна из последних ее наград — это знаменитая "Ника", которая была присвоена людям нашей профессии, по-моему, единственный раз. И кроме этого, Нее Марковне был подарен автомобиль, ей последнее время уже было не так просто ходить.

 А начала она как серьезный исследователь в самые свои молодые годы, тогда книжку издать было очень трудно. Она написала книгу об Алексее Дмитриевиче Попове, она была им увлечена, этим великим режиссером, которого сегодня мы не очень помним. У Неи Марковны была книжка странная по тому времени, потому что она не была социологична, она как бы советскими темами не была заряжена, она просто восхищалась очень большим художником. А потом пошли книги, статьи. Она работала и в газете, любила ездить от газеты в командировки, была участницей Берлинского фестиваля, Парижского фестиваля, она ездила много в Америку и в Америке преподавала.

Всего у нее около 35-ти книг, причем действительно странный какой-то спектр интересов. Очень интересовалась началом нашего кино, у нее замечательная книжка о Вере Холодной, у нее очень серьезная диссертация, где она соединяла фольклор и кинематограф. И что еще в ней было прекрасно, она никогда не выглядела ни старухой, ни старой, она была одной из самых красивых женщин ГИТИСа и нашего театроведения, что-то в ней было от Ники Самофракийской, вот горделивая посадка головы, страсти. И с людьми своего поколения она умела дружить, у нее были очень близкие подруги — Зоя Богуславская, Инна Вишневская, которые сегодня тяжелейшим образом эту потерю переживают, но безумно любила общаться с молодежью. Молодежь к ней тянулась, ее обожали в ГИТИСе, она была им интересна, она была оригинальной и очень молодой женщиной. Очень жалко, что она ушла, но всему, к сожалению, по возрасту, по силам, по болезням наступает конец. Память о ней будет очень-очень долгой.

www.arthouse.ru


Премьера шоу «Тутанхамон» в Luminar
V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла