| 
      Казимир Северинович Малевич (1878-1935) один из самых
      узнаваемых и изучаемых художников XX века. Его знаменитое
      полотно "Черный супрематический квадрат" впервые
      было продемонстрировано публике на легендарной Последней
      футуристической выставке картин "0, 10", которая
      открылась 19 декабря 1915 года. К юбилею ключевого для XX
      столетия произведения и выставки "0, 10"
      Третьяковская галерея показывает редко экспонируемые
      графические работы Малевича и художников его круга.
     
      Настоящая выставка центральное событие юбилейного года в ряду
      таких, как прошедший спецпроект "Ночь в квадрате"
      (в рамках акции "Ночь в музее"), запуск мобильного
      приложения "Прогулка по Москве Казимира Малевича",
      цикл лекций "Казимир Малевич: три возраста
      художника" и предстоящя презентация издания из серии
      "История одного шедевра", посвященного
      "Черному квадрату".
     
      В самой архитектуре залов посетитель встретится с
      пространственной реконструкцией супрематических форм.
      Структура выставки подчинена внутренней логике феномена
      "Малевич и художники его круга": графика Малевича и
      произведения остальных художников, представленные в двух
      разделах: "Супремус" и "Уновис".
     
      В супрематических работах Малевич декларировал оппозицию
      предметности, основанную на приоритете чистой геометрической
      формы. Пластический принцип заключался в комбинировании
      локально окрашенных геометрических плоскостей, парящих в
      бесконечности белого пространства. Едва ли не бyльшая часть
      творческого наследия Малевича, хранящегося во многих музеях
      мира и в частных собраниях, приходится на графику:
      иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и
      декораций к театральной постановке "Победа над
      солнцем", литографии и рисунки к ним. Но самую
      значительную долю составляют наброски и эскизы осуществленных
      и неосуществленных композиций или отдельных их деталей. Они
      стали бесценными документальными свидетельствами живого
      процесса рождения и кристаллизации художественного замысла.
     
      Стремясь зафиксировать свое положение лидера беспредметности,
      в 1916-1917 годах Малевич организовал художественное общество
      "Супремус". В него вошли Н.Удальцова, О.Розанова,
      И.Клюн, В.Пестель, Л.Попова, А.Крученых и другие художники, в
      той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие
      супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался
      скорее импульсом к поискам индивидуального пути в
      беспредметности, нежели прямым руководством к действию.
     
      Наиболее последовательной супрематисткой являлась Розанова,
      что отмечал и сам Малевич. Удальцова и Экстер, комбинируя
      геометрические плоскости, в своей трактовке пространства
      оказывались по сути ближе к кубизму, нежели к супрематизму.
      Клюн и Пуни нередко применяли для супрематических композиций
      цветные фоны, что противоречило одному из основополагающих
      принципов супрематизма идее "белой бесконечности"
      пространства.
     
      Попова, отказавшись от идеи парящих форм, уплотняла
      конструкции, "сбивала" их в монолиты,
      сосредоточившись на создании "живописной
      архитектоники". Примечательно, что для эскиза эмблемы
      общества "Супремус" Попова избрала формой не черный
      квадрат, а черный неправильный четырехугольник с динамичными
      резкими очертаниями, характерный скорее для ее собственных
      композиций. Тем самым она невольно, а может быть, и
      сознательно обозначила границу между истинным супрематизмом и
      его интерпретацией не слишком ревностными последователями.
      Планы деятельности общества, в которые входило издание
      журнала, обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и
      не были реализованы.
     
      Возможность основать "партию супрематизма",
      сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919
      году, став преподавателем Витебской народной художественной
      школы и основав группу "Уновис". Несмотря на
      разность творческих судеб, уровня художественной одаренности,
      степени подверженности власти малевичевской харизмы, члены
      Уновиса образовывали достаточно цельное и яркое сообщество.
     
      В качестве важнейшей миссии Уновиса осознавалось создание
      супрематического утилитарного мира, перенос художественной
      системы супрематизма из области чистого искусства в
      оформление среды. Народная художественная школа получала от
      витебских властей задания декорировать фабричные и заводские
      предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр
      для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по
      борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное
      оформление города к 1 мая 1920 года.
     
      В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в
      числе выпускников были И.Чашник, Л.Хидекель, Н.Суетин,
      Л.Юдин. Художественно-практическому институту приходилось все
      время отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших
      Малевича в односторонности его преподавательской системы и
      пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое
      направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников
      (И.Чашник, Н.Суетин, Л.Хидекель, Х.Каган, Е.Магарил, Е.Рояк,
      Г.Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей
      художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный
      институт художественной культуры). Совместная работа бывших
      уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу
      педагогической и творческой деятельности Малевича.
     
      Графические произведения часто становятся предметом интереса
      профессиональных исследователей, но остаются почти неизвестны
      широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его
      учеников репродуцируются значительно реже, чем живописные
      произведения супрематизма, но и опубликованные они часто
      оказываются представленными вне контекста взаимного влияния.
      Настоящая выставка и монография, подготовленная Т.В.
      Горячевой, восполнят этот пробел.
      
 
 |