Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»

Выставка представляет уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний.

На выставке  представлены ранние работы создателя супрематизма и произведения из региональных музеев и частных собраний, часть которых московские зрители увидят впервые. В проекте собраны работы, демонстрирующие разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия.

1900-е годы начало творческого пути Малевича ярко характеризует натурный этюд из коллекции Sepherot Foundation «Дом с верандой» 1906 года с фрагментом картины на обороте, дающим представление о самой ранней (не сохранившейся) живописи художника.

Нечастые гости в Москве произведения из региональных музеев, которые художник целенаправленно продавал в Госфонд как свои лучшие произведения, «Косарь» (1912) из Нижегородского государственного художественного музея, «Четыре квадрата» (1915) из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, «Супрематизм» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, а также картина «Жизнь в большой гостинице» (1913) из Самарского областного художественного музея, атрибуция которой десять лет назад стала настоящим детективным расследованием.

Также выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний, включая коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро («Три фигуры в поле», 19281930), Инге и Филипа ван ден Хурк («Портрет Елизаветы Яковлевой», 1932) и Sepherot Foundation («Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915). Одним из открытий выставки станет известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж» (1929) из частного собрания.

Кроме того, на выставке покажут малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра» и «патриотический лубок» литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский). Посетители выставки смогут увидеть и совсем необычного Малевича автора флакона одеколона «Северный», выполненного для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.

Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника и включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (18821962). Таким образом, исследователи и широкая публика смогут по-новому и более объемно увидеть личность русского авангардиста, а также понять контекст эпохи, в которой он жил и творил.

Выставочный проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в павильоне «Рабочий и колхозница» посвящен реформатору искусства XX века, создателю супрематизма Казимиру Севериновичу Малевичу (18791935).

Куратор выставки один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.

АЛЕКСАНДРА ШАТСКИХ: «Черный квадрат» Малевича, став общепризнанной иконой ХХ века, отчасти заслонил другие стороны наследия русского авангардиста. Меж тем великий художник в течение отведенных ему судьбой трех с небольшим десятков лет творческого пути работал в полную мощь: под именем «Казимир Малевич» как будто действовал целый отряд творцов, сумевших сказать первое, а нередко и определяющее слово во многих сферах художественной культуры, Казимир Малевич обладал феноменальным даром генерирования новых идей. Это у него, живописца, родился замысел футуристической оперы «Победа над Солнцем» (декабрь 1913 года), ставшей вехой в развитии радикального искусства. Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия. Это относилось и относится не только к «Черному квадрату» и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от «бесплодного» абстрактного искусства».

Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.

На выставке будут представлены работы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Московского музея современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Самарского областного художественного музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Тульского областного художественного музея, коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Sepherot Foundation и др.

Куратор: Александра Шатских, сокуратор: Екатерина Мочалина.

 

 


Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.

В 2017 году завершились работы по изучению и восстановлению картины известного исторического живописца А.И. Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (1829) из собрания Третьяковской галереи, в том числе была проведена реставрация рамы XIX века с воссозданием утраченных деталей. На протяжении трех лет проводились комплексные исследования и реставрация, которые позволили не только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и определить подлинный сюжет картины: обнаружить интересные факты истории ее создания и дальнейшей судьбы.
Монументальное полотно А.И. Иванова (17751848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы бытовало в собрании Третьяковской галереи под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Оно поступило  в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта. И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата: 1829. Д.15. Пр: А.И:, у специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка