Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Даёшь Кузбасс!»

Особенность настоящей выставки заключается в том, что на ней экспонируются произведения на индустриальную тему из двух основных художественных музеев региона — Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея.

Выставка  приурочена  к юбилею одного из главных промышленных центров России и представляет неожиданный срез изобразительного искусства XX начала XXI века. Третьяковская галерея в рамках проекта «Золотая карта России» на протяжении многих лет регулярно показывает в своих стенах произведения из лучших региональных художественных собраний. Особенность настоящей выставки заключается в том, что на ней экспонируются произведения на индустриальную тему из двух основных художественных музеев региона Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. Экспозиция дополнена работами из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного центрального музея современной истории России, Российской государственной библиотеки и Государственной Третьяковской галереи.

Важнейшее значение проекта он демонстрирует преемственность традиции обращения к индустриальной тематике в отечественном изобразительном искусстве и переосмысление ее в творчестве молодых современных художников.

Кузбасс это не только один из крупнейших в мире угольных бассейнов, но и важнейший регион России, чье развитие было начато в эпоху Петровских преобразований. Конец XIX века был ознаменован настоящим экономическим прорывом, связанным с промышленной революцией. Именно тогда возникли идеи о создании в этом регионе второй после Донбасса угольно-металлургической базы страны. Планировалось, что Кузбасс станет сырьевой основой для всей уральской металлургии. Реализацию этих планов прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года. После завершения Гражданской войны был разработан комплекс мер, который позволил превратить Кузбасс в мощнейший индустриально-промышленный центр всей Сибири.

Невероятные масштабы строительства, развернутого в регионе, привлекли к себе изобригады художников, занятых в подготовке грандиозного выставочного проекта «Индустрия социализма». Открытие состоялось в 1939 году в Москве, и один из разделов экспозиции «Индустрия социализма» был посвящен промышленному развитию Кузбасса. Это была важная идеологическая акция, главной задачей которой было продемонстрировать успехи социалистического строя и прославить партийное руководство. Но по прошествии многих лет, когда политическая составляющая утратила свою значимость, в картинах, созданных в ту эпоху, на первый план вышли темы, рассказывающие о самоотверженном труде простых людей.

Сейчас основной корпус работ с выставки «Индустрия социализма» хранится в фондах Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в Москве. С помощью каталога 1939 года в рамках подготовки к выставке сотрудникам Третьяковской галереи удалось определить ряд важнейших работ из раздела, связанного с индустриализацией Кузбасса. Например, монументальное полотно Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданное художником по личным впечатлениям от творческой командировки в Прокопьевск на один из крупнейших рудников. Центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса» включена в экспозицию «Даёшь Кузбасс!». Полотно впервые за многие десятилетия предстанет перед публикой после окончания реставрационных работ, проведенных специально к открытию выставки.

Центральным произведением выставочного проекта «Даёшь Кузбасс!» был выбран плакат выдающегося советского художника Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931) из собрания Российской государственной библиотеки. Призыв, сформулированный художником в начале 1930-х годов, когда самоотверженный труд простых людей позволил совершить мощный рывок и поднять промышленность страны, сегодня также актуален. Поэтому организаторы выставки вынесли название плаката Дейнеки в заглавие масштабного выставочного проекта.

По замыслу кураторского коллектива экспозиция имеет три основных раздела. В первом представлены произведения искусства эпохи индустриализации, созданные художниками в 19201930-х годах. К этой части относятся работы из фондов РОСИЗО, и, в частности, уже упомянутая, специально отреставрированная центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса». Также в этом разделе представлены ставшая хрестоматийной картина Петра Котова «Кузнецкстрой. Домна № 1» из коллекции Третьяковской галереи, плакат Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» и ряд других произведений из кемеровских, новокузнецких и московских собраний. 

Второй раздел экспозиции демонстрирует работы 19601980-х годов, выполненные преимущественно мастерами местной художественной школы и приезжавшими в регион художниками, такими, например, как  Алексей Гландин и Борис Плёнкин. Интерес привлекут произведения Иннокентия Кузнецова, Александра Кирчанова, Людмилы Акцыновой, а также графика Александра Ананьина и Алексея Гордеева. Художники этого поколения стремились выразить пафос своего времени в крупных и лаконичных живописных, графических и скульптурных произведениях, в центре которых находился человек. В истории искусства эти работы объединены общим понятием «суровый стиль» от сурового выражения лиц героев картин, готовых к новым великим свершениям, полные решимости и уверенные в своих силах. В этой части экспозиции зрители смогут познакомиться с работами скульптора Бориса Плёнкина, который впервые попал в Новокузнецк в конце 1950-х годов и на протяжении нескольких лет возвращался на Кузбасс для завершения своего монументального скульптурного цикла «Рабочий класс». Центральное место в этом разделе займут две знаковые работы из коллекции Новокузнецкого художественного музея и Музея изобразительных искусств Кузбасса: «Трудовые люди Кузбасса» (1964) Алексея Гландина и «Грабари на Кузнецкстрое» (1968) Иннокентия Кузнецова.

Третий раздел выставки посвящен современному искусству. Зритель увидит произведения Павла Отдельнова, Егора Плотникова и Ильи Гапонова. В 2007 году Отдельнов и Плотников отправились в творческое путешествие для изучения Новокузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Целью поездки стало переосмысление опыта художников 19201930-х годов. Другой участник выставки уроженец Кемерово Илья Гапонов, выпускник кемеровской художественной школы, получивший художественное образование в Санкт-Петербурге и Париже. Первыми героями его картин стали шахтеры, написанные кузбасслаком раствором каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород на Кузбассе. Выбор этого сугубо технического материала в качестве художественного средства позволило Гапонову совершить прорыв в традиционной монументальной живописи. Специально к выставке Илья Гапонов создал мурал (монументальное живописное произведение) «Кузбасс параллельный» (2021, 5 Ч 15 метров), который размещен в фойе Новой Третьяковки и предваряет проход на выставку «Даёшь Кузбасс!».

Выставка дополнена инсталляцией, на которой представлен фотоархив Спиридона Бывшего (18911937). Это уникальный фоторепортаж со строительства одного из главных объектов первой пятилетки Коксохимзавода в Кузбассе (в то время называвшемся Щегловск). На протяжении нескольких лет с 1929 по 1932 год он фиксировал создание первого за Уралом коксохимического завода. Фотохроника отражает все этапы строительства от закладки фундамента до запуска предприятия.

Выставка «Даёшь Кузбасс!» откроет для московской публики новые имена художников и познакомит с работами мастеров разных поколений на индустриальную тему. Это самая крупная тематическая подборка художественных произведений, отражающих историю и культуру Кузбасса.


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка