«Коллекционеры друзья и партнёры музеев. Из частных
собраний возникли многие современные музеи. В
музее-заповеднике Царицыно мы проводим встречи и круглые
столы с коллекционерами, экспонаты из их коллекций участвуют
во многих экспозициях. В этом году мы запланировали четыре
выставочных проекта, и нам показалось естественным объединить
их в фестиваль», рассказывает генеральный директор
музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.
На примере столь непохожих друг на друга собраний графики,
живописи, книг, стекла, фарфора, художественного металла и
авторской фотографии мы постараемся показать, какие принципы
отбора предметов искусства могут лежать в основе коллекции.
Ведь каждое собрание отражает личность владельца: его
увлечения, перипетии биографии, творческие поиски и жизненные
ценности.
«Фестиваль частных коллекций» тоже своего рода собрание.
Впервые в одном пространстве будут представлены четыре
самостоятельных выставки коллекционеров Татьяны Алексеевой и
Анатолия Гостева, Юрия Носова, художников Бориса Калиты и
Киры Рябининой.
Экспозицию открывают два легендарных советских
мастера-фарфориста Борис Ефимович Калита (19392015) и Кира
Юрьевна Рябинина (род. в 1937 году). В основе их собраний
предметы, которые сами художники считали эталонными образцами
и оставляли в своей мастерской для переосмысления и
«художественной кухни». Среди экспонатов гипсовые модели и
графические эскизы, и на их на примере можно проследить
эволюцию творчества мастеров: в случае Киры Рябининой
постепенное осознание себя «скульптором в фарфоре», а в
случае Бориса Калиты «архитектором», создающим ансамбли из
«белого золота».
В следующих залах «Фестиваля частных коллекций» выставки
известных московских собирателей искусства. В проекте «Краски
и Слова. Пейзажи в отечественной живописи XVIII первой
половины XX веков» коллекционеры Татьяна Алексеева и Анатолий
Гостев проведут параллели между пейзажами в изобразительном
искусстве и литературе. «Уже в начале XIX века первые шаги
русского искусствознания были рассуждениями о живописи и
литературе. С них началась национальная традиция не
разделять, а сближать искусства Живописи и Слова
рассматривать картину как стихотворение или рассказ,
утверждать их сходство, чуть ли не тождество», подчеркивает
Анатолий Гостев. В экспозиции собрание сочинений Михаила
Ломоносова, изданное еще при жизни ученого в 1757 году,
соседствует с офортом Петра Пикара «Кремлевское строение
напротив Каменного моста» 1710 года, а картина Василия
Поленова «Генисаретское озеро» 1880-х годов со сборником
стихов Михаила Лермонтова, вышедшем в 1891-м с иллюстрациями
Михаила Врубеля.
На выставке «Москва: раньше и теперь. Живопись и графика из
собрания Юрия Носова, фильтр-фотография Ивана Филимонова»
свидетельства того, как менялся город на протяжении
десятилетий. «Почти 50 лет я занимаюсь коллекционированием
искусства первой половины ХХ века, и за это время сначала
случайно, а позднее целенаправленно начала складываться
подборка работ живописи и графики, посвященных Москве,
признается Юрий Носов. Когда их количество достигло
полусотни, захотелось их показать. Чтобы демонстрация того,
как изменился облик Москвы за последние сто лет а самые
ранние работы датированы началом 1920х годов я решил
обогатить выставку фотографиями тех же мест, сделанных, по
возможности, с тех же ракурсов. Мою идею поддержал
фотохудожник Иван Филимонов». В экспозиции московские пейзажи
прошлых лет сопровождаются фотографиями, сделанными в 2022
году. К примеру, рядом с картиной Владимира Роскина
«Мясницкая. Вид на Меншикову башню», нарисованной в 1931 году
из окна мастерской, можно увидеть фотографию с видом на ту же
башню, но сделанную уже из окна кафе, а полотно Василия
Рождественского, на котором художник изобразил момент
строительства «Дома на набережной» фотографию современной
Берсеневской набережной.
В параллельной программе к выставке запланированы творческие
встречи, круглые столы, лекции и авторские экскурсии, на
которых посетители смогут не только изучить принципы
формирования коллекций, но и услышать от самих собирателей,
что всего важней в их работе, что составляет пульсирующее
сердце их коллекций, почему важны были именно эти предметы, а
не другие.
Выставка «Фестиваль частных коллекций» это продолжение
большой и важной работы, которую музей ведет на протяжении
всей своей истории. В 2016 году «Царицыно» принимал у себя
выставку «Русское изобразительное искусство Серебряного
века», на которой были представлены 120 работ из собрания
Юрия Носова. А летом 2020-го выставку «Графика XVIII века»,
в которой приняли участие 11 российских коллекционеров, и
куратором выступил один из них Сергей Подстаницкий.
Сотрудничество музея с сообществом коллекционеров, конечно,
будет продолжено, и «Фестиваль частных коллекций» его новая
веха.
Автор идеи выставки: Ольга Докучаева
Креативный продюсер: Светлана Поликарпова
Архитектор выставки: Эрик Белоусов
|