Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

В День Театра о святых актерах

У театра есть два великих небесных покровителя: святые мученики Порфирий и Ардалион. Порфирию отсекли голову, (это считалось почетной казнью, ведь он был придворным актером). С Ардалионом поступили иначе: он был сожжен на сковороде.

В среде русских актеров было традиционное почитание этих святых, но в советское время это забылось и выветрилось из театральной среды. И вновь остро возникает вопрос, а возможно ли христианину заниматься театром? Совместима ли актерская профессия с христианством?
Память мученика Ардалиона отмечается 27 апреля, он принял смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии (305311). Святой Ардалион был из "лицедеев" как написано в его житии в изложении Дмитрия Ростовского. Для потехи толпы изображал страдания христианских мучеников. Он так глубоко вошёл в роль, что в конце представления объявил себя христианином. Сначала зал покатился со смеху. Ведь по сценарию, он должен был отречься от своей веры, а кесарь помиловать его. То есть сценарий должен был показать глупость упорствующих в своих заблуждениях христиан, и милость, благородство императора. Но актер почувствовав благодать, которая давала силы перенести все муки и пытки, продолжал настаивать на своем. Так как на христиан было гонение, и такое заявление, сделанное публично, не могло остаться безнаказанным, то он за это подвергся уже не театральным, а настоящим мучениям, и, в конце концов, был сожжен на сковороде.
Мученик Порфирий (Эфесский) - его память отмечается 28 сентября, был придворным актером при императоре Юлиане Отступнике. Гонения на христиан уже закончились, но император возобновил языческие религии и глумился над христианством. Порфирий на дворцовом празднике (предание говорит, что это было День рождение императора) должен был пародировать церковные таинства. Он вошел в купель и троекратно погрузился с призыванием Пресвятой Троицы, копируя христианское крещение. Но благодать Божия осенила его, так же пишут, что он увидел предстоящего ангела, который и совершил таинство, выйдя из купели, Порфирий, вместо пародии и надсмеяния над таинством, исповедовал себя истинным христианином. За это и был обезглавлен в Эфесе в 361 г.
Западные источники именуют мученика Порфирия  Гинесием или Гилафием, а так же Геласием и переносят события из Византии в Рим, дополняя его житие многими подробностями. На иконе написана и его профессия, святой мученик Гинесий: комедиант, лицедей, актер. Изображают его вместе с театральными масками. Даже в купели он находится вместе с театральными масками. Он как бы тем самым не отрекается не только от Христа, но и от своего ремесла, своего искусства, которое и привело его ко Христу.
Комментируя эти примеры, обычно выводят такую мораль, что актеры могут быть христианами, только оставив сцену. Но можно сделать много и других интересных наблюдений. Святые актеры Ардалеон и Порфирий были способны к импровизаиции, способны откликнуться на меняющуюся сценическую обстановку. Их пример говорит, что состояние актера на сцене не есть ложное состояние, это не прелестное состояние, в котором нет места Богу. Нет, это состояние творческое, в котором человек способен воспринять Божественное откровение и адекватно оценить, откликнуться на него и даже донести до зрителей свое новое, обращенное состояние, как это сделали все три мученика - актера.
Сцена привела актеров к Богу, именно на сцене, во время спектакля, они обрели веру. Именно в театре, на сцене они стали мудрее, чем в самой своей жизни. Они ощутили прикосновение Святой Духа и адекватно откликнулись на это.
Искусство театра требует, чтобы на сцене возникла подлинная жизнь, а не прелестное лживое лицедейство. Упреки в лицедействе и лицемерии не побуждают актеров оставить свое искусство, а побуждают играть правдиво, чтобы вызвать у зрителей сочувствие. Священнодействуй, или убирайся вон, - так говорили русские актеры. Мученики Ардалион, Порфирий (Гинесий) несомненно, были хорошими актерами, актерами от Бога, у них был талант и сцена стала для них дорогой к Богу. А не дорогой от Бога, от своей судьбы и экзистенциального призвания.
Порфирий окунается в купель вместе с театральными масками. Освящая тем самым и свою профессию. Ардалион тоже изображен на иконе с театральными масками, он принимает мучения, не отрекаясь не только от Христа, но и от театра. Он погружает театр, окропляет театр своей мученической кровью. Правда жизни и искусства тут сливаются и достигают своего апогея.
Их называют мимами, лицедеями, комедиантами, шутами, перебирая все актёрские специальности. А для нас они святые мученики.

                                                                                                     Лев Алабин


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка