В Центре идентичности галереи «Беляево» Объединения
«Выставочные залы Москвы» С 6 по 25 октября 2020 года
проходит выставка по названием «В НИИ КУДА». Хотя на ней
представлен и ряд художественных работ, идентифицировать
направленность экспозиции достаточно сложно. Но в процессе
знакомства с экспонатами их суть раскрывается. Дело в том,
что на территории района Беляево расположено множество НИИ.
Эти учреждения были перенесены сюда или вновь созданы в 70-х
годах прошлого века одновременно с жилой застройкой. Среди
них - Научно-исследовательский институт вычислительных
комплексов им. М.А. Карцева, Институт космических
исследований РАН, Институт высшей нервной деятельности и
нейрофизиологии РАН, Институт биоорганической химии им. М.М.
Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, Международный институт
теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН
и другие. Деятельность этих научных учреждений и была взята
за основу при подготовке проекта «В НИИ КУДА» художниками
участниками выставки.
Так, Алла Мировская выдвинула идею о том, что старые
фотографии похожи на погасшие звезды, и представила коллекцию
снимков из своих семейных альбомов вперемешку с фотографиями
видов космоса... Ее коллега Наталия Балута, в свою очередь,
попыталась при помощи снимков исследовать будущее. Наталия
Малютина придумала фейковый проект о полете в космос обычного
человека. Главным персонажем экспозиции стал ее муж Дмитрий
Малютин по профессии обычный менеджер, но всю жизнь мечтавший
о карьере космонавта. Впрочем, сейчас развивается космический
туризм, и кто знает, может быть, однажды его мечта сбудется!
В проекте Таисии Коротковой «Академгородок» художник попадает
в закрытый научный город ученых НИИЧАВО. Конечно, нам сразу
вспоминается знаменитая повесть Стругацких «Понедельник
начинается в субботу» и снятый по ее мотивам фильм
«Чародеи»... В состав экспозиции вошли также принты рисунков
автора из серии «Музей космонавтики». В программе выставки
фильм, снятый арт-группой «Куда бегут собаки», созданный в
рамках проекта «1,4..19». В нем исследуется механизм
формирования реальности в ходе экспериментов с мышью в
лабиринте.
Еще одна участница, Виктория Квочур, пытается передать
состояние перехода из одной реальности в другую. Через
застекленное отверствие в двери можно увидеть видеоролик
Александры Лопиной «Как понять свое тело», посвященный
компьютерной диагностике организма.
Присутствуют на выставке и шокирующие моменты. Так, проект
Натальи Драчинской посвящен лаборатории, где можно заказать
памятные украшения с бриллиантами, выращенными из праха
умерших родственников. А Алина Бровина собрала образцы
микрофлоры своих коллег-художников и поместила их в чашки
Петри с различными питательными средами. Разросшиеся в
плошках культуры микроорганизмов выглядят нисколько не
пугающе, их вид даже вызывает какое-то благоговение перед
мощью науки... Они очень органично вписываются в общий план
экспозиции.
В целом выставка демонстрирует взаимосвязь между различными
сферами человеческой деятельности, которые принято считать
отдаленными друг от друга, и показывает, что иногда полезно
художественное осмысление рациональных сфер бытия.
Ирина Шлионская
|