Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
ФОТО и ВИДЕО
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

ММКФ 42 - карантинный. Размышления у парадного подъезда кинотеатра «Октябрь»

Завершился 42 ММКФ время сгладило остроту впечатлений, настал момент поразмышлять, что же хотели донести до зрителя устроители фестиваля; как видят злободневные проблемы режиссеры со всего мира, какой выразительный язык будет предлагаться нам в дальнейшем в качестве актуального?

Карантинные меры выглядели  чрезмерными, ведь ажиотажа на входе в кинотеатр не было и в помине; очень раздражало отсутствие мест, где можно было бы спокойно обменяться мнениями по поводу увиденного, а ведь в этом и кроется одна из основных функций фестиваля. Не удивительно, что «карантинный» 42-й ММКФ   получился по-бюргерски спокойным и «домашним». Однако, в некотором смысле, это способствовало более вдумчивому отношению  просмотренному  материалу, без фонового воздействия внешних «авторитетных» мнений.

Провокационных тем  было хоть отбавляй, на любой вкус и цвет, от позитивного отношения к наркотикам («Наркомама»)  и алкоголю («Ещё по одной»), до толерантного отношения ко всевозможным формам секса (от «Шарлатана» до «Платья»). Тема секса вообще была раскрыта особенно подробно и со вкусом. Когда видишь что-либо шокирующее, то всегда задаёшься вопросом, ради чего всё задумывалось? К сожалению, из большинства фильмов понять это было практически невозможно...

Особенно грешил подобной невнятностью европейский кинематограф. Подавляющее большинство фильмов носило созерцательный характер с оттенком рефлексии по любому поводу, когда добрую треть фильма можно было бы спокойно вырезать, и сюжет ничего бы не потерял. Создавалось такое впечатление, будто все режиссеры разом утратили смысл жизни и не могут сформулировать для себя никакие сверхзначимые цели. 

Правда, не так печально обстояло дело в программных разделах: были и проверенные ретроспективные показы классиков, и была совершенно чудесная анимация.

Однако, не все «живые классики» прошли проверку временем, например, Ким Кидук со своей конкурсной работой «Растворяться» явно откатился к ученическому уровню, и не понятно, в чем причина - то ли Казах-фильм на него так повлиял, то ли временной цейтнот. Аналогичная судьба коснулась и Валерия Тодоровского с его «Гипнозом». Несколько в стороне стоят такие картины, как «Блокадный дневник» и «Уроки фарси», их-то мы наверняка увидим в нашем прокате, и не только потому, что они сняты на военную тематику.

Отдельно отметить хочется  китайский кинематограф. Если честно, то  его им сравнивать-то особенно  не с чем, создалось такое впечатление, что только он в полной мере и сохранил все достижения  кинематографии. Если прочие фильмы либо разваливаются по форме, либо слабы по содержанию, то китайские целостны и каждым приемом, каждым поворотом сюжета бьют в одну точку. Тут ни один кадр, ни одна сцена не являются проходными. Взять хотя бы три наиболее знаковых -  «Городская мечта» Вэйцзюнь Чэна, «Субботний роман» Лоу Е и «Полет в небесные просторы» Цунцун Тэна. Вроде бы и жанры различные, выразительный язык и финалы далеки от хеппиэнда, но после них хочется жить.

Так вот, те дни, когда я попадал на эти фильмы, наполнялись для меня особым смыслом. После просмотров, по дороге домой уже не помнишь подробностей отсмотренных картин, но продолжаешь размышлять над нюансами& Эти размышления то возносили меня на вершины восточной мудрости, то резонировали с моими собственными, персональными открытиями, то заостряли моё внимание на каком-то  вопросе жизни, который я раньше не замечал. Сопереживая героям я каждый раз переживал катарсис. Так режиссер Цунцун Тэн в своём «Полёте» в значительной мере отразил  внутреннюю суть китайского подхода к вопросу  нравственности: один из актеров второго плана рассказывает, почему он дал своему сыну, преуспевающему бизнесмену, второе, мало запоминающееся имя. Оказывается, его сын с детства не отличался умом, и когда тот в последующем нарушит закон, то это пятно ляжет тенью на весь род. Преуспевающий бизнесмен считается не очень умным человеком&

Другой перл, что жизнь и смерть -  это лишь следствие вожделения. При всём том это народ, который не чужд простой практичности и ничто человеческое ему не чуждо, от физиологии и утонченной чувственности, до чисто европейского понимания вопроса отцов и детей и экзистенциализма.

Про короткий метр хотелось бы сказать отдельно и побрызгать немного елеем на российский кинематограф. Если сравнивать высокобюджетные фильмы, то они с художественной точки зрения все проигрывают, распадаются на составляющие и не имеют центра, а вот короткий метр от отечественного производителя был сделан по-настоящему - целостен, вдумчив, насыщен и запомнился яркой работой звезд отечественного кинематографа. Особо хотелось бы отметить такие фильмы, как «Играй для каждого» Ивана Петухова, «Муза» Петра Дранга, «Пленка, на которой Витя, его смерть и пара песен» Антона Симухина и «Качели» Анастасии Остапенко. Конечно все перечислить не возможно, как и невозможно было отсмотреть все фестивальные фильмы. Но то, что удалось увидеть, укладывается в общий шаблон: создается впечатление, что там, где заканчиваются деньги, там и начинается настоящее искусство.

 

                                                                                                                                                                         Алексей Горбушин

 


Фестиваль немецкого кино
VII Российско-итальянский кинофестиваль RIFF
День московских дизайнеров на Global Talents Digital TikTok
Фонд Потанина подвел итоги пятого цикла конкурса «Общее дело»
Музеи Московского Кремля впервые примут участиев Московской Международной книжной ярмарке (ММКЯ)
На ВДНХ отметят День российского кино
Short Shot Fest
Парадная форма