Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

СМОГ: Поколение с перебитыми ногами

Книга про общество самых молодых гениев, написанная самим гением

СМОГе (Самое Молодое Общество Гениев) многие писали. Теперь еще один повод: книга одного из главных организаторов этой поэтической группы, Владимира Батшева -  «СМОГ: ПОКОЛЕНИЕ С  ПЕРЕБИТЫМИ  НОГАМИ». Она издавалась в  альманахе «Мосты», в Германии, (альманах издает сам автор), а так же отдельной книгой, вроде бы, по слухам, вышла в Америке. Прочитать ее можно и в Интернете.
(книга лежит тут: http://www.belmamont.ru/index.php?action=call_page&page=product&product_id=220
Если книга Владимира Алейникова, с одноименным названием,  оставляет одни вопросы, и чем занимался СМОГ остается непонятным, то здесь расставлены все точки над «и».  Можно найти здесь ответ на любой вопрос.  Все восстановлено  до мелочей. По дням недели, и даже по часам. Эта книга документальна.  Документы самих СМОГистов: афиши, пригласительные билеты, листовки, воззвания, обращения, манифест, предисловия к многочисленным изданиям. И, кроме того: протоколы обысков, изъятий «подпольной» литературы,  (то есть стихов) сотрудниками КГБ.  Протоколы выдавались на руки поэтам, и были  предусмотрительно сохранены. Историю СМОГа можно, оказывается, восстановить и по зарубежной прессе. В 1965- 66 годах, (время наибольшей активности группы) практически каждый их шаг был отмечен, прокомментирован  на западе. И не только в русскоязычной прессе, таких журналах, как «Посев», Грани» (им сам бог велел). В этих журналах из номера в номер печатались  подборки СМОГистов, критические статьи, сообщения об акциях, вечерах, митингах.  О  них писали и в самых настоящих информационных ежедневниках, типа  «Вашингтон пост». 
На западе знали все, а мы вот, до сих пор ничего толком о СМОГе, и  вообще о литературном андеграунде того времени, не знаем. А это огромный пласт неподцензурной литературы. СМОГисты породили  целую библиотеку самиздата, так и не изданную до сих пор. Они издавали ежемесячных "Сфинксов" и непериодические альманахи - "Чу", "Авангард", "Рикошет". А до этого,  на машинках  отстукивалась куча других литературных журналов: "Фонарь», "Сирена", "Сирена-2".  Знаменитый журнал «Феникс», в котором напечатались «маяковцы», читавшие у памятника стихи в 1958-1962 годах.  Самый известный из маяковцев-фениксовцев, автор «Человеческого манифеста» Ю. Галансков, замученный в зоне поэт.
СМОГ возродил уличные выступления, через три года после их полного запрета, чтения у памятника Маяковского возобновились. Как пишет Батшев, проходили чтения ближе к вечеру, каждую субботу или воскресенье.  Никакого впечатления на прохожих они не производили. Поэтому ждали окончания сеанса в кинотеатре «Москва» и когда  люди шли к метро, начинали читать, после каждого чтения аплодировали что есть духу. Люди останавливались, спрашивали что происходит. Оказывались любители,  слушали, некоторые даже сами  читали что-то. Но  еще больше  слушателей сулило окончание спектакля в театре «Современник».  «Театралам», по пути к метро, вообще никуда нельзя было деваться, как только пройти возле памятника.  Москвичи приобщались таким нехитрыми способом к авангарду.  А как иначе? И появлялись сторонники молодой поэзии& В этих выступлениях Губанов редко  принимал участие. Студенты МГУ, Алейников, Кублановский, Пахомов, Самошкин, тоже игнорировали их.  Они считали, что достаточно поэтических выступлений в более приемлемых местах. Вечера в разных московских институтах проходили часто.
Основные акции  СМОГа были такие: два вечера в библиотеки им. Фурманова на Беговой. (12 февраля и 2 марта 1965 года) Уже на второй вечер пришли сотрудники КГБ, и приказали прекратить собрание. Но не тут то было. Никто их не испугался. Наоборот, появился боевой задор. Стихи звучали  все уверенней и вызывали  уже неподдельный восторг. 14 апреля, в день смерти Маяковского был проведен митинг с шествием по Садовому кольцу к ЦДЛ. Эта акция была организована под впечатлением  книги Мариенгофа «Без вранья», об имажинистах. Книга  принадлежала Губанову, и была прочитана буквально под микроскопом.  Решили повторить нечто подобное, что устроили имажинисты в 1919 году у стен Страстного монастыря. А потом было 5 декабря 1965 года, митинг в защиту Синявского и Даниэля.
Ну, а потом каждый был вознагражден по заслугам. Сам автор  получил 5 лет ссылки в село Большой Улуй, Красноярского края. О ссылке уже тоже написана и издана книга «Записки тунеядца» Так что получилась  документальная дилогия.
Книгу  о СМОГе нашел в Интернете. Давно  знал, что такая книга существует, но  почему-то  так и не издана. С экрана  трудно читать, пришлось распечатать, угробив весь запас бумаги. Книга, в конечном счете, произвела огромное впечатление.  Бесстрашие мальчиков поражает. Это рыцари, исполненные благородства, это не может не восхищать нормального человека.
В книге есть все, что нужно для приключенческого жанра. Романтика,  любовь, общее дело. Есть братство поэтов. Есть дружба, и верность, есть и предательство.  С какой тоской читаешь, как ждут Губанова у памятника Маяковскому.  Не начинают манифестации, ждут, и он не приходит. А какой вышел в итоге марш! Просто фантастический. 
"Будем ходить босыми и горячими!"
 "Русь  -  ты вся поцелуй на морозе!"
 "Мы будем быть!"
 "Оторвем со сталинского мундира медные пуговицы идей и тем!"
 "По зубам литературным мародерам!"
   «Свободу Бродскому!»
Есть погони, обыски, аресты.  Есть героика, напрочь ушедшая из наших дней. Невероятно, что такое было, еще невероятнее, что все описанное, документальная  правда. Правда, официально запротоколированная органами КГБ.  Правда, рассказанная западной прессой еще в те самые 60-е годы. А сейчас  все выглядит настолько невероятно, что любая фантастика бледнеет и меркнет перед  реальностью  приключений, которые на свою голову  придумали молодые поэты, мальчишки, которым  еще и 18 не было. Половина СМОГистов, как и сам автор книги,  учились в то время в 10-11 классах средней школы. Шпана, в общем.  Это и драматично, и смешно, как серьезные дяди с большими звездами на погонах, преследуют школьников. И ничего не могут сделать, они же несовершеннолетние.
Многое воспринимается с умилением. Вот идет обсуждение устава СМОГа.  «Независимая творческая организация, которая объединяет де¬ятелей литературы и искусства от 16 до 30 лет.
- Почему до тридцати? - возмущалась Наталья Шмитько. - В тридцать лет, какой он смогист! У него самого дети уже смогистами будут!
Все согласно кивали, написали - "до 25 лет".
Деятели!
А некоторые сцены восхищают.  После каждого выступления поэтов забирали в милицию. Кому-то давали по 15 суток, кого-то отпускали. Но однажды, ребята так сцепились руками, образовав круг, что их не могли разнять. Не могли расцепить руки.  И пришлось всю эту  братию тащить в отделение прямо так, большим колобком. 
Книга завораживает, в ней события развиваются настолько стремительно, бурно, что захватывает дух. События, одно опаснее другого, они накладываются друг на друга, перехлестывают.  Это оставляет ощущение бурной, бескомпромиссной молодости. Очищающей молодости, которая не оставляет ни малейшего уголка, для душевной плесени, компромисса.
Вообще книга  напоминает киносценарий. (Не зря Бат учился некоторое время на сценарном во ВГИКе.) И  если когда-нибудь, кому-нибудь придет в голову снять по ней фильм, то это будет событие.
Смешно подумать, что это книга о политике, о  политической борьбе с тоталитаризмом. Да нет же.  Это книга об идеалах, которые еще существуют в жизни, и которые надо отстаивать,  о  чести, и совести. Береги честь СМОГлоду! Что значит демократия, или любая другая политическая система, если  не останется честных людей?  Наше время породило именно такую систему, где все ценности перевернуты с ног на голову. 
Начинается книга с любви.  «Я   был   влюблен   в  Веру   Копылову - поэтессу  из  объединения  "Знамя  строителя" при редакции одноименной газеты в Даевом переулке на углу Сретенки».  В это первой фразе, все: и стиль и метод. В начале была любовь. Она запротоколирована автором  во всех параметрах. И случилось это 16 мая 1964 года. А поэзия была уже потом.  Любовь. Все из-за нее.
 История и самой этой книги полна драматизма. Еще недописанная, она не раз конфисковывалась при обысках  сотрудниками КГБ. Но все же  вышла из всех передряг, дошла до нас. 
ПРОТОКОЛ  ОБЫСКА
Гор. Москва, 6 мая 1972 г.

Следователь следственного отдела УКГБ при СМ СССР по гор. Москве и Московской области лейтенант Сорокин и сотрудники этого же Управления Стариченков и Орлов с участием понятых Веденеевой Валентины Леонидовны, проживающей... и Мальцева Сергея Викторовича, проживающего... с соблюдением ст.ст. 169 - 171 и 176 - 177 УПК РСФСР, на основании постановления Ст. следователя по ОВД Следотдела КГБ при СМ СССР подполковника Фоченкова 5 мая 1972г. и по его поручению произвел обыск в квартире Батшева Владимира Семеновича по адресу 2-я Парковая ул., дом 28,  кв. 6.
...
При обыске обнаружено и изъято:

24. Воспоминания о СМОГе

Издана книга где-то в Америке.  Не могу сказать какое издательство. Да в принципе, это абсолютно безразлично.  Это до сих пор самиздат. И это самое жаркое, самое пламенное,  обжигающее, что существует  сегодня в литературе.
Меня спросят, а что родила эта группа такого поэтического? Был среди них хоть один настоящий поэт?  Вы так ничего и не поняли. Поэзия это не только книга на полке, и даже вообще не слово. Поэзия это  жест, поэзия, это поступок. А поступок был. И была песня. Любимая песня СМОГистов.

Марш вперед! Труба зовет
штурмовые роты!
Впереди нас слава ждет,
слава ждет!
Сзади пулеметы...
Провожала сына мать
на святое дело,
по геройски защищать,
да, защищать
Родину велела.
Ты не плачь и не грусти,
мама дорогая -
коль из боя принесли, да, принесли 
знать судьба такая. 

                                                                                                                         Лев Алабин 


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка