Этот искренний, тонко чувствующий наш мир творец подарил
зрителям фестиваля свой новый фильм «Садовник». Кино о
Бахаизме, о красоте, о цветах, о религии, философии и порой
непростых взаимоотношениях не только посторонних людей с
различными взглядами на мир, но и добрых спорах отца и сына,
спорах в которых рождается истина. А истина как известно
понятие не единое и нераздельное для всех и у каждого она
своя.
Отец и сын, каждый придерживаясь своих взглядов на религию,
погружаются в одну из молодых и красивых религий бахаизм.
Они, вооружившись кинокамерой, скрупулезно изучают людей,
посвятивших себя этой религии и поселившихся в прекрасных
садах, раскинувшихся в израильском городе Хайфа. Это место
стало центром бахаизма. Рядом с этим местом можно погрузиться
и в христианство и в иудаизм и в мусульманство, но здесь
кажется миром правит сама природа со своей наивной красотой и
буйством естественных красок. Здесь можно танцевать, доверять
свои секреты деревьям и разговаривать с цветами. Кажется,
сама любовь и чистота окутывают эти благословенные сады. Но
все ли так радужно? Отец и сын наблюдают за обитателями этого
места, дышащего ароматами открытости и всё приятия. Их мнения
так различны, и кто знает, что каждому из них поведают эти
чудесные сады, приютившие стольких ищущих и страждущих
путников?! Что несет в себе эта религия и что она может
нового подарить нашему измученному многочисленными терзаниями
и враждой миру?
Красота и искренность, а еще ароматы свежести, поволокой
слетающие прямо с большого экрана в жаркую летнюю Москву вот
основные нотки этого почти документального кино. С годами
Мохсен Махмальбаф ничуть не устает, напротив он искусно
сочетает в своих картинах накопленную мудрость и
незамутненный почти юношеский взгляд на все что его окружает.
Кинокамера в его руках не просто инструмент, она как бы
оживает, делясь с нами своими снами и мечтами. Махмальбаф как
волшебник расшифровывает для нас неизведанные сны крупных
планов, отражений, ракурсов, перспектив.
После показа фильма на пресс конференции с журналистами так
же была представлена книга кинокритика Гульнары Абикеевой
«Кинодом Махмальбаф». На пресс конференции режиссер
рассказал, что книга даже для него самого оказалось
познавательной и полезной. Она помогла ему взглянуть на себя
как-бы со стороны, нащупать недостатки и улыбнуться
достоинствам своего творчества. В книге можно прочитать
тексты, написанные режиссёром, которые по разным причинам
были запрещены и им так и не суждено было воплотиться в живое
кино.
А 29 июня иранский режиссер в летнем кинотеатре Пионер провел
мастер-класс по девизом «Как снять кино без денег».
Согласитесь, это один из самых актуальных вопросов для
молодых режиссеров, которые хотят снимать артхаус кино,
которые хотят свободно выражать свои чувства, переживания и
мысли, не прогибаясь и не приспосабливаясь к огромной
киноиндустрии, где по понятным причинам многое замешано на
деньгах и жестких рамках. Режиссёр на собственных примерах
объяснял как и где можно сэкономить деньки на съемках, что бы
иметь возможность снимать то, что ты хочешь снимать. Режиссер
давал конкретные советы, которыми может воспользоваться любой
человек, который считает себя режиссёром и которому есть что
сказать. Вот только сам Махмальбаф признается, что с одной
стороны с эпохой цифрового кино, фильмы снимать стало проще и
сделать это может почти каждый, но с другой стороны качество
фильмом резко ухудшилось и в наше время надо очень
постараться, что бы среди тысяч и тысяч мало смотрибельных и
пустых картин отыскать маленькие шедевры, которые засверкают
как алмаз, оставляя послевкусие в нашей душе.
Елена Вечеринина.
|