Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Красная армия всех сильней

Наверное, такой фильм должен был появиться, именно на западе. И теперь, когда мы смотрим на наши достижения чужими глазами, перед нами открываются наши собственные победы, совсем с другой стороны. Мы заново открываем сами себя.

На открытии 36-го Московского Международного кинофестиваля  был показан фильм «Красная армия». Фильм открытия достаточно необычный, потому что вместо игрового,  документальный, и достаточно скандальный, потому что в нем, начиная с названия, все говорит о тоталитарном,  неизбывном  и непростительном прошлом и безнадежном настоящем.Ну, сколько можно  жевать эту жевачку? Наверное, бесконечно. «Красная Армия» - это фильм о нашей прославленной хоккейной сборной. Победы нашей команды  до сих пор не дают Западу покоя. Каким образом  бедная, по всем показателям никудышная страна, империя зла, могла создать такую непобедимую команду?
Ответы на эти вопросы ищет Гейб Польски, молодой режиссер из Чикаго, выходец из постсоветской  семьи, эмигрировавшей из Киева в перестройку.      "Красная армия"  -  была подхвачена в Каннах, куда явился и главный герой  - Вячеслав Фетисов, хоккеист и сенатор.
Он же  почетный гость московского фестиваля.  В фильме куча штампов. И то, что ЦСКА был создан Сталиным (ну и что?).  И тренер команды занимался  ежедневной муштрой. (А какая команда избегает муштры?) Наши тренировки до седьмого пота это тоталитаризм. Тренировки, еще более жесткие,  западных хоккеистов это  пример демократии. Но когда режиссер выбирается из-под кучи этого мусорных схем, то он обнаруживает, что  в нашем хоккее создан свой стиль игры. Это импровизационная,  непредсказуемая игра. И называет он ее уже не «красной  машиной», а «красной симфонией»  Режиссер докопался таки, что нигде в мире до сих пор такой  системы не создано, наоборот, импровизационный стиль изгоняется, потому что он  совершенно нехарактерен для западного менталитета.  Режиссер обнаруживает, что в тренировках  наши хоккеисты занимаются абсолютно непонятными  для запада вещами. Например, танцами, акробатикой.  Он обнаруживает связь стиля, созданного гениальным Тарасовым  с русским балетом и даже шахматами.
Интересно, что сам Гейб долгое время занимался хоккеем. Поэтому фильм снят очень грамотно. Ему попался русский тренер. И на тренировках они делали сальто, колесо на льду. И все такое прочее, по методике Тарасова, что у американских хоккеистов вызывало ничего кроме насмешек и удивления как «причудам». И все таки мысль найти ключ к русским победам не оставляла Гейба. И в 1997 году в его руки попала кассета с записями тренировок Тарасова и самыми острыми моментами игры. Он засмотрел ее до дыр. Эта кассета и стала отправной точкой фильма. В хронике видно, как сам Тарасов танцует на тренировках, и все хоккеисты выделывают самые невообразимые «па» на коньках. Так что связь с балетом не фантазия. Вот как рождалась «красная симфония», которая потом прогремела на весь мир, и кстати, обосновавшись у же на западе, триумфально завоевала кубок Стенли. Тихонов, по сути, получил уже готовую команду. А главное то было заложено совсем не им. Наверное, такой фильм должен был появиться, именно на западе. И теперь, когда мы смотрим на наши достижения чужими глазами, перед нами открываются наши собственные победы, совсем с другой стороны. Мы заново открываем сами себя.
И насчет шахмат, не пустые слова. В фильме участвует Анатолий Карпов и говорит, как они в период подготовки к соревнованиям, случайно пересеклись и встретились с хоккейной сборной. И оказалось, что психологической подготовки в хоккее совсем не было. И он поделился своими специалистами из своей шахматной команды. И они работали с хоккеистами. Информация скудная, но все-таки.
По профессии Гейб политтехнолог. У него нет специального кинообразования. И все, что есть в фильме от политики, это просто мусор. Так готовят на западе специалистов, а все, что Гейб открыл из собственного опыта и собственных размышлений, это и есть открытие казалось бы, давным-давно, хорошо известного.  


                                                                                                                                                    Лев Алабин


Выставка «Человек иронический. К 100—летию Юрия Левитанского»
Коллективный проект, объединяющий ведущие галереи Москвы и Санкт-Петербурга в пространстве ГУМ-Red-Line
Генрих Семирадский. По примеру богов. 28 апреля - 3 июля
«Мертвый город»
Государственный музей Востока представляет выставку «Золотая ветвь»
Награждение победителей Литературной премии Партии Справедливая Россия - за правду
Ярмарка «АРТ МОСКВА»
«Гвоздь сезона» XIX