Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Шедевры живописи и арт-рынок

Приобрести красивую картину, повесить ее в гостиной, радуя себя и близких, и при этом знать, что это также и выгодное вложение - мечта многих. Но, что нужно для того чтобы купить именно ту самую картину?

 О том, что такое инвестиции в искусство  рассказывает арт-консультант и художница Марина Мариз. Арт-консультант Марина Мариз рассказала нам об арт-инвестициях - одном из самых модных направлений в этой сфере.
- С.И: Инвестировать в произведения искусства хорошая идея?
- М.М: В качестве альтернативной инвестиции - конечно. А если повезёт, то вы получите один из самых доходных финансовых инструментов приносящих до 1000% годовых.
-   В наше время многие начинают понимать, что произведения искусства, в отличие от денежной массы, не обесцениваются, и их приобретение это выгодное вложение капитала. Так как с годами художественные ценности становятся только дороже в отличие от автомобилей и яхт, которые через год после покупки дешевеют почти на треть.
- В среднем рост доходности составляет от 10 процентов в год. А в  случае ажиотажа цены на живопись могут взлететь на 200%.
- С.И: С чем связан такой стремительный рост?
- М.М: Это характерная черта художественного рынка. Такие высокие проценты обусловлены факторами раритетности. Например, появилась мода на авангард, и все стали быстрее скупать современных авангардистов и Кандинского.
- С.И: А какой самый надежный вариант?
- М.М: В идеале - это вложения в мировые шедевры. В этом случае деньги вкладываются в работы признанных мастеров. Например, одними из самых востребованных в мире являются картины Ивана Константиновича Айвазовского, а также работы Ивана Ивановича Шишкина с изображениями. Но тут важно помнить, что за 100 лет после смерти таких великих мастеров подделок под них создано в несколько раз больше, чем они сами успели написать за всю свою жизнь. Поэтому перед тем, как покупать шедевр, желательно сделать его экспертизу, например в Пушкинском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже или во Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря.
- И при этом не стоит забывать о специальном климатическом режиме хранения, охране и страховке. И понимать, что такие коллекции искусства создаются не для продажи, а для поддержания престижа.
- Кстати не все работы известных ушедших мастеров можно купить. Многие из них, родственники оставляют себе и показывают лишь на выставках.
- Также хорошо вкладываться в советскую живопись 40-60-х годов прошлого века. Есть поклонники, которые коллекционируют только шестидесятников, и наверное в этом что-то есть. Но вещей того времени становится все меньше, и их дефицит восполняется работами современных художников. Так что скорее всего российский арт-рынок в ближайшее время будет только развиваться.
- С.И: На современном искусстве можно заработать? Марина, я знаю, что ты очень любишь трейдинг. У меня есть друг, трейдер на бирже, он периодически посещает арт-аукционы, и что-то там покупает.
- М.М: Да, трейдинг люблю. В детстве рисовала пастелью портреты супер-трейдера Дилберта Ганна.
- С.И: Марин, а это правда, что когда ты пишешь портреты, люди от них становятся моложе?
- М.М: Не совсем моложе, просто после написания портрета некоторые зрительно скидывают пару десятков лет. Думаю, это из-за того, что они заряжаются позитивной энергией от своего изображения:) Давай вернемся к нашей теме. Например, что касается современного искусства, то здесь можно неплохо заработать скупая отдельные картины актуального художника, как если бы это были акции компаний.
- С.И: Это как?
- М.М: То есть, чем больше картин, тем больше пакет акций. Соответственно цена на него значительно выше, чем сумма полученная от каждой работы проданной по отдельности. Но для этого надо собрать коллекцию картин. И самое главное - чтобы они тебе понравились. Никогда не надо забывать, что Искусство создано прежде всего для эстетического удовольствия. Потом это огромный плюс к репутации, так как во все времена лучшие образцы живописи скупали аристократы и монархи, подчеркивая этим свое могущество. Правда первичные вложения составят приличную сумму, так как будут приобретаться работы уже известных современных мастеров. Надо будет замечать, как будет меняться ситуация вокруг автора. Например, коллекция реально подорожает, если другие работы художника попадут, например в Лувр или Эрмитаж. Кстати у многих известных художников сегодня все куплено на годы вперед.
- С.И: Откуда вообще взялись такие астрономические цены на искусство?
- М.М: Это началось еще с Чарльза Саатчи, создателя одной из самых суперуспешных галерей в мире. На тот момент он был одним из первых специалистов в области промоушена современного искусства.
- С.И: Мне всегда было интересно - что представляет из себя промоушен в современном искусстве?
- М.М: Например, Чарльз Саатчи, покупал работы неизвестных художников, раскручивал их в своих галереях, потом продавал гораздо дороже. А знаменитый галерист Лео Кастелли, который открыл Энди Уорхола, одним из первых начал платить стипендии художникам, чтобы они не уходили к другим галеристам.
- В итоге все это приобрело другой масштаб с приходом на этот рынок владельцев хедж-фондов, таких как Стив Коэн из SAC Capital. Если Саатчи мог выкупить коллекцию молодого художника за $30 тысяч, потом с помощью маркетинга продать за несколько сотен тысяч долларов за предмет, то хеджевые фонды стали выводить современное искусство в список топовых предметов, где цена начинается от миллиона долларов. Вот это и есть показатель, когда инвестиция в искусство хорошая идея.
- С.И: Еще осталась мода покупать на аукционах? Как все это происходит?
- М.М: Мода приобретать искусство на аукционах есть и будет всегда, уже из-за того, что так надежнее и безопаснее. В такие известные аукционные дома, как «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников, поэтому чтобы приобрести что-то более доступное, можно посетить небольшие аукционы. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Аукционы работают по принципу «пусть покупатель будет бдителен».Если сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги. У каждого лота есть эстимейт сумма, на которую оценили произведение эксперты. Чтобы купить картину дешево, а потом выгодно продать, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика. О событиях рассказывают в издании «Арт-ньюспейпераша», «Артгиде»,  новостной ленте «Артинвестмента» и других. Нужно обращать внимание на темы выставок и имена художников. Понимать, что картина маслом стоит дороже карандашного наброска. А единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры, ну и так далее.
- С.И: Так можно и запутаться, что почем на арт-рынке!
- М.М: Верно. Как раз для этого в мире было разработано несколько видов индексов, которые выполняют функцию индикаторов доходности вложений в различные предметы искусства, будь то покупки полотен великих мастеров или же участие в паевых инвестиционных фондах, которые на долевой основе скупают различные художественные ценности.
- Расчет индексов осуществляется по данным о результатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах. Для расчета обработаны данные о результатах продаж около 4,5 миллионов лотов на более чем 17 тысячах аукционах. Существуют индексы Mei Moses All Art Index, Art Price Index и другие. Кстати, инвестировать в них нельзя - это лишь показатели, которые следят за рынком альтернативных инвестиций, в данном случае вложений в искусство. Несмотря на то, что арт-рынок подвержен спекулятивным колебания, работы известных современных художников, тем не менее считаются относительно безопасными инвестициями.
- С.И: Какова структура арт-рынка?
- М.М: Это очень глобальное понятие. Если ты откроешь интернет, то увидишь, что весь объем мировых продаж делят между собой два больших сектора арт-рынка аукционы (45 %) и арт-дилеры (55 %). Среди аукционных домов, разумеется, доминируют Sothebys и Christies: их доля составляет 27 % всех аукционных продаж в мире (потом идет Phillips de Pury 6 % и Bonhams 5 %). Всего около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. Но на самом деле все это лишние знания. Важно одно приобретать то, что тебе нравится.
- С.И: А как насчет криптовалют в произведениях искусства?
- М.М: Существует вероятность, что самое большое влияние блокчейн оказал именно на цифровое искусство. Например, художники, которые выкладывают свои работы в интернет, постоянно сталкиваются с проблемами авторских прав и подлинности произведений, поэтому систематизировать их цифровые работы, сертифицировать и документировать этот процесс можно с помощью блокчейна. В 2014 году появилсяпервый стартап Monegraph, работающий в этом направлении. Авторы работ, которые хотят сертифицировать свои картины, просто отправляют на специальную платформу изображение. После проверки на уникальность они получают свой идентификационный смарт-номер аналог копирайта. Покупатель такого зарегистрированного изображения будет точно знать, что именно он владеет оригиналом. И сможет в дальнейшем его перепродавать.
- Процесс покупки цифрового искусства за криптовалюты немного похож на приобретение биткоин-фьючерса. Например существуют галереи (как Cryptoart), где покупатели работ могут не только продавать цифровые картины или их части на рынке, но и выходить из активов. Криптовалюта продается по цене, по какой проходила сделка в случае если это было указано в контракте на покупку произведения искусства.
- С.И: Музеи освоились с такими технологиями?
- М.М: Из традиционных институтов Венский музей стал первым, кто купил картину за биткоины в 2015 году. Считается, что блокчейн выведет работу музеев и кураторов на новый уровень благодаря упрощению процесса сделки и подтверждения уникальности работ. Существует инвестиционная криптовалютная платформа, которая проводит аукционы и продает картины не только целиком, но и их части. Она предлагает любому человеку, у которого нет $1 млн на покупку целого венецианского зеркала, купить несколько его сантиметров, и в дальнейшем заработать на перепродаже этой акции. Такие акции легко купить и продать при помощи платформы Etherium.Многие уверены, что технологии блокчейна делают художников свободными от роли посредника для продажи своего произведения. Одним из крупнейших сайтов, специализирующихся на продаже искусства за криптовалюту, является площадка OpenBazaar. На ней художники выкладывают свои работы, подтверждая уникальность произведения технологией блокчейн. Сервис пользуется популярностью у коллекционеров, так как им не нужно обращаться к экспертам и искусствоведам, чтобы подтвердить подлинность и ценность картины. За них все делает блокчейн.
- С.И: Это хорошо. Но откуда художники черпают вдохновение? Зимой, например?
- М.М: Мне кажется, что вдохновения, каа такого не существует. Быстрее поверить в чувство радости, увлечения кем-то. Когда ты с партнером на одной волне, без единой мысли и тогда у вас все получается.
- С.И: Точно, вдохновляют люди которые нравятся!
- М.М: Еще меня вдохновляют интервью с замечательными людьми. Например известный трейдер Александр Герчик сказал такую фразу:  "Каждый человек должен понимать, что он может быть номером 1".
- С.И: И на сегодня последний вопрос: какой стиль в искусстве будет преобладать в будущем?
- М.М: Мне кажется видеоигры станут как предмет искусства. Станет больше киберпанка и арт-гаджетов.
 

                                                                                           Сергей Иванов


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка