Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

"Эпидемия": Апокалипсис по-русски

Картина Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро» вошла в конкурсную программу 41-го Московского Международного кинофестиваля. Фильм является приквелом к одноименному сериалу, который должен выйти на экраны в конце этого года на канале ТНТ-PREMIER.

Сюжет картины, снятой по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро», в общем-то не нов. В Москве (и как выясняется потом, по всему земному шару) начинается эпидемия смертоносного вируса. Чем-то все это похоже на роман Стивена Кинга «Армагеддон» и его экранизацию, даже описания симптомов болезни. Вроде бы грипп, но какой-то нетипичный...

Тема Апокалипсиса (неважно, по какому поводу мировая война, космическая катастрофа, нападение живых мертвецов или, вот, эпидемия смертельной болезни) сама по себе уже довольно избита в кинематографе. Но дело в том, что ужастики всегда считались прерогативой западных кинематографистов. Мол, те умеют и спецэффекты снимать, и нагонять страху... Хотя ужастиков на Западе снимается уже столько «хороших и разных», что смотреть их по большей части совсем не страшно. Несмотря на монстров на каждом шагу и жуткие ситуации, в которые попадают персонажи.

А тут получилось, сняли наш, качественный российский хоррор. И даже без особых спецэффектов, которые только добавили бы фильму неправдоподобия. Но нет, авторы обошлись без них, сделав акцент на психологической достоверности. И не прогадали. Потому что смотришь и понимаешь: это происходит не где-то там в другой стране, а здесь, с нашими соотечественниками. Кстати, в картине сыграло целое созвездие популярных российских актеров: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Марьяна Спивак, Александр Робак, Юрий Кузнецов, Эльдар Калимулин...

«Катастрофа просто антураж»

Итак, сюжет. Чтобы спастись от эпидемии, главные герои, типичные представители среднего класса - Сергей с гражданской женой Анной, его отец и сын Анны от первого брака Михаил решают уехать на некий необитаемый остров в Карелии, где у отца Сергея, ученого-математика, есть охотничий домик. Но им приходится взять с собой бывшую жену Сергея Ирину и их общего маленького сына Антона, а также семью соседей. Между тем в мире, охваченном эпидемией, больше нет никакого порядка и закона, в нем бесчинствуют мародеры, которые грабят, насилуют и убивают в борьбе за ресурсы... Причем среди них, кажется, даже бывшие военные, задача которых охранять общественный порядок. Вернее, военные «мутировали» в бандитов. Больше нигде нельзя чувствовать себя в безопасности, никому нельзя доверять...

Цели и планы героев выглядят, конечно, несколько наивными, несмотря на то, что «идейный руководитель» маленькой группы - отец Сергея, такой типично советский прагматик с большим жизненным опытом и аналитическим взглядом на жизнь все как будто продумал. С чего он, например, взял, что в Карелии они будут в безопасности? Откуда известно, что остров на Вонгозере до сих пор необитаем и туда еще не добрались «конкуренты»? И наконец, представляют ли герои, что ждет их по пути к месту назначения?

Кроме того, и между самими персонажами очень непростые отношения. Анна не переносит бестактного Леонида, Ирина ненавидит Анну из-за Сергея, сам Сергей не ладит с родным отцом... Все они не супермены, а обычные люди со своими слабостями и недостатками, интеллигенты, совершенно неподготовленные к трудностям... А трудностей предстоит преодолеть немало, если они хотят выжить.

Собственно, ради этого и снималось кино. Павел Костомаров рассказывает: «Продюсеры предложили мне пять сценариев, и я выбрал Эпидемию, потому что в ее основе человеческие взаимоотношения, а это для меня главное. Глобальная катастрофа, на фоне которой происходят события, просто антураж. Он является лишь катализатором и обостряет переживания героев. На долю персонажей выпадает очень много испытаний, которые в обычной жизни менее концентрированы и не настолько смертельно опасны».

Остаться человеком

В процессе просмотра «Эпидемии», однако же, постоянно мелькала мысль: такие фильмы снимать нельзя! Дело не в том, что фильм плохой. Напротив, он снят слишком хорошо. Настолько хорошо, что веришь: все, что происходит на экране, может воплотиться в реальности. Мы почти не видим зараженных, не видим последствий эпидемии. Разве что в самом начале. Но мы понимаем, что это действительно может случиться, и не с кем-то, а именно с нами: мир изменится, неважно, вследствие каких событий, и тогда нам придется спасать и защищать себя и своих близких, даже если мы не умеем этого делать.

Надо сказать, в оригинале Яны Вагнер, а также его продолжении романе «Живые люди» - все выглядит еще страшнее и печальнее, чем в фильме. Потому что показано, как герои пытаются существовать на грани физического выживания, испытывая постоянный страх и психологический дискомфорт. И показано все это очень подробно, детально и эмоционально.

В картине подбавлено того драматизма, который так часто встречается в американском кино. По сюжету сын главной героини аутист (в романе это просто несколько странный  подросток). Дочь Леонида (на вид ей лет семнадцать, не больше) уже успела пройти лечение от алкогольной зависимости в какой-то крутой клинике. Тогда как по книге их с Мариной дочка совсем маленькая.

Кстати, по сюжету фильма герои гибнут, не доехав до места назначения, хотя в книге Яны Вагнер они благополучно туда добираются. В финале сообщается, что обо всех изложенных в картине событиях стало известно из дневника Анны, найденного полтора года спустя, когда эпидемия пошла на спад, рядом с останками нескольких человек на территории Карелии. Вроде бы герои погибли во время одной из ночевок незадолго до прибытия к месту назначения: понятно, что не просто погибли, а были убиты...

Конец второй книги Яны Вагнер, впрочем, тоже не слишком веселый: в живых остаются лишь две женщины и дети... Вообще, смерть в этой истории кажется более реальным финалом, чем чудесное спасение. Но при всем этом прекрасно осознаешь главный посыл картины: в любой, даже самой экстремальной ситуации, можно сделать выбор: жить по законам волчьей стаи или остаться человеком.

                                                                                               Ирина Шлионская


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка