Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

34 ММКФ Вегетарианец-людоед. Закат Европы

Женщина не должна родить. Это приговор. Биением сердца уже семимесячного плода, полностью сформировавшегося человечка, предназначенного под нож, заканчивается этот фильм.

 «Вегетарианец-людоед» - шокирующий фильм.  Перед ним меркнут любые «ужастики». Все эти фантастические кошмары с «чужими», «охотниками», вампирами, и прочей нечистью, кажутся просто картонными по сравнению с одним днем реальной хорватской гинекологической клиники.  Роддом, как известно, должен помогать в родах, а здесь мы видим бесконечный конвейер убийств, то есть абортов.  Только одной, умственно отсталой девушке, комиссия по этике разрешила здесь родить. Такой чудовищный образ создает фильм. Конечно, у такого общества нет будущего.  Общество, которое само себя истребляет, безо всяких войн, нашествий, потопов, землетрясений и эпидемий не имеет будущего. Здесь эпидемия другого рода,  она поражает души. Бациллы  безнравственности, вирусы безбожия заразили все слои общества.  Образ, созданный фильмом встает перед глазами во весь рост и  потрясает своей реальностью. Это чудовище не на другой планете, его создал сам человек. И сам человек и есть это чудовище.
В этом фильме есть такие кадры, которые  шокируют даже человека со стальными нервами. Натуралистически показано, как делается аборт, как из чрева  женщины щипцами вырезаются ошметки плода. А потом  на крупном плане нам показывают, окровавленные сгустки плоти, которые оказываются крохотными, размером со спичку - ручками, ножками, нерожденного, но уже  расчлененного человечка.
Главный герой фильма врач-гинеколог Данко Бабич. Он исследован авторами по всем человеческим параметрам: в работе, отдыхе, любви, среди друзей.
Начинается все как-то невинно. На дежурстве, его будит пришедшая среди ночи женщина. Она хочет подтвердить свою беременность.  Врач спрашивает, почему она пришла в неурочный час, ведь никакой экстренности нет, она оправдывается, что завтра уезжает в Венецию.  Бланко смотри ее на УЗИ, и заявляет, что ей нужно остаться в клинике, необходимы дополнительные исследования.  Поезда в Венецию сорвана. Медсестра спрашивает своего врача, почему он так сказал, ведь  на самом деле у пациентки все в порядке. «Будет знать, как среди ночи  будить», - отвечает Бланко. -  «Да и в Венеции нечего ей делать» Совершенно бескорыстно нагадить другому человеку, показать свою власть  это в характере Данко. 
Любви как таковой у этого персонажа  не может быть, зато есть похоть. Человек животное, с мощным торсом, железным здоровьем.  Но красивая молоденькая практикантка отказывает ему  в любви, а когда он проявляет настойчивость еще и бьет его по щеке. За это она  моментально будет наказана. Во время обхода,  он, как старший врач, изощренно унижает ее перед всей клиникой.
Это все как бы моменты психологического плана, в дальнейшем мы погружаемся  все глубже в мир криминала.  В эту  огромную, оснащенную всем современным оборудованием клинику существует очередь, и Данко берет взятки за то, чтобы  избежать этой очереди.  И взяточника сосем  непросто вывести на чистую воду. Ведь у него есть крыша в полиции, его подельник и друг, высокопоставленный полицейский  сразу сообщает  ему, если получено заявление, заведено «дело». И тогда они легко обходят закон.
При том, что Данко врач  самого  высокого современного уровня, он мало заботится о больных. Они ему совсем не интересны. Поэтому медицинские ошибки  постоянно преследуют его.  Принимая роды, он оставляет пациентку истекать кровью. Она умирает.  И только подкуп патологоанатома, делающего фальшивое заключение о причине смерти, спасет его от  суда.
Денег катастрофически не хватает.  Данко любит новые модели машин, острые  мужские развлечения, бойцовских собак. И он входит в соглашение с настоящими гангстерами, содержателями  нелегального  публичного дома, и делает   аборты проституткам. Проститутки  - нелегалки, в  основном из Украины и России. Когда  служба по нелегальной эмиграции начинает раскручивать это дело, Данко действует уже как настоящий взломщик, проникая в архив и уничтожая медицинские карточки прошедших через его руки проституток. Мы  узнаем длинный список фамилий этих проституток. Сплошь русские. Нервный  смешок пробегает по залу, когда среди них встречается фамилия известной русской теннисистки. А та проститутка, которая «распустила язык» найдена  на пустыре, забитой до смерти.
Рене Битораяц актер, играющий главную роль, рисует нам  своего героя как настоящего супермена.  Он  умен, атлетически сложен, следит за своим здоровьем, он вегетарианец. И муки совести ему даны. Он отдает себе отчет  в том, что делает. И дело не в том, что он плохой безнравственный человек.  Само общество толкает его на  скользкий путь. Все его друзья, а как потом выяснится, и вообще все мужчины,  считают своим долгом иметь не только семью, но и любовницу. И любовница не должна рожать. Даже если у любовницы нет никаких видов на  женатого мужчину, даже если у нее  это последний шанс, - родить она не должна. И даже если Данко Бабич,  уже отошедший от  темных дел, уже ставший  директором  клиники, всеми силами сопротивляется и не хочет  быть орудием смерти, ему это не удается. Женщина не должна родить. Это приговор. И биением сердца уже семимесячного плода, полностью сформировавшегося человечка, предназначенного  под нож, заканчивается этот фильм.
"Я был одним из немногих, кто надеялся, что после распада Югославии наша страна будет страной свободы и благосостояния. К сожалению, зло которое существовало - коррупция, национализм, неофашизм - все вылилось наружу с гораздо большей силой, чем мы могли представить. У меня появилось чувство гнева и протеста, и я нашел единомышленника в романах Иво Баленовича". говорил Бранко Шмидт на пресс-конференции.  Предыдущий его фильм «Метастазы», - тоже снят роману этого писателя. "Мы попали в напряженный нерв, это было точное попадание. Огромная буря негодования среди врачей. Начались скандалы. В прессу стали поступать сообщения от людей, пострадавших от ошибок врачей, - рассказал режиссер. - Коррупция - не только хорватское зло, но когда она касается врачей, которые давали клятву, это особенно серьезно. Коррупция проникает во все сферы".
Съемки картины проходили не в декорациях или в студии, а в реально существующей клинике. По мнению Шмидта, съемки в аутентичных условиях способствовали обостренной реакции общества на картину. Кстати, фильм снимался всего 22 дня. Это конечно не рекорд, хотя близок к этому, но, несомненно, подвиг.
Письма, отклики на картину шли не только на телевидение, по которому  фильм был показан. Они шли и в саму клинику, и даже  режиссер получал письма о врачебных ошибках. Интересно, что вскоре сам режиссер попал в эту клинику.  Создалась напряженная ситуация: «За мной ухаживали, как за родной мамой» - с улыбкой говорит  Бранко Шмидт.
После фильма я  не преминул познакомиться и с Бранко и с Рене, которые приехали представлять свой фильм в Москву. Мы долго беседовали, и даже подружились.
- Вы рисуете такой зловещий образ, - говорил я население Европы  стремительно сокращается, кто же будет жить в ней? 
- На огромном пространстве  от Екатерибурга до Якутии живет всего 20 миллионов человек, - отвечал он, - а чуть  южнее  три с половиной миллиарда. Так что сами решите, кто тут будет жить.
Со своими фильмами Бранко Шмидт уже объездил полмира,  был на российских фестивалях, в Екатеринбурге, Новосибирске, и даже в Индии. В Индии, какой-то махатма сказал ему: «Европа уже давно мертва, только вы  не замечаете этого».
Ну, я не  признаю индийских пророков за последнюю инстанцию. Если есть в Европе такие писатели как  Иво  Баленович, режиссеры, как Бранко Шмидт, то еще не все потеряно.
Фильм на фестивале не вызвал  признания. Оценки киноклубов  были очень низкие. Я считал, что  режиссер, это мое открытие. И проводил время за кулисами фестиваля в жестоких спорах с критиками, отстаивая этот фильм. Но оказалось, что я  совсем не первооткрыватель.  Бранко Шмидт познакомил меня со своим другом, которым оказался известный московский кинокритик Сергей Лаврентьев. У Сергея в свое время даже была своя передача о кино на телевидении, так что он очень хорошо известен и отчасти даже является телезвездой.  Лаврентьев уже  написал не то чтобы статью, а целую  книгу о режиссере  Бранко Шмидте. И вот здесь в оценках мы сошлись, наперебой превознося фильм до небес. 
                                                                                                                                                      Лев Алабин
 

34-й  МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Основной конкурс
Людоед-вегетарианец
Ljudozder Vegetarijanac
Cценарий Бранко Шмидт
Оператор Драган Рульянчич
Художник Ивана Шкрабало
Музыка Зоран Максимович
Продюсер Станислав Бабич
В ролях Рене Битораяц, Наташа Яньич, Леон Лучев, Эмир Хаджихафизбегович, Зринка Цвитешич, Дария Лоренци
Производство Tele Film
Страна Хорватия
Длительность 85
Год 2012
Режиссер: Бранко Шмидт


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка