Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Время собирать подсолнухи

В этом году «Архстояние» заявляет о завершении строительства высотных бельведеров в ландшафтном парке Версаль. «Все, хватит. Наш будет не последним, но завершающим аккордом», - говорят авторы объекта, возведенного строения из бревенчатых блоков «Ленивый Зиккурат»

Деревня Никола-Ленивец, что на реке Угре - давно и хорошо знакома ученым, историкам, археологам, а с недавних пор и архитекторам, художникам и дизайнерам. Живописный ландшафт, особая атмосфера, по всей видимости, унаследованная от великого Стояния 1480 года при великом князе Иоанне III Васильевиче на реке Угре, вдохновили как-то художника Николая Полисского на создание оригинальных сооружений из природных материалов, а после и на проведение уже традиционного фестиваля лэнд-арта «Архстояние».
Конечно, само Стояние было не совсем в деревне Николо-Ленивец, и даже не в соседних Звизжах, хотя именно на этой территории расположены основные объекты лэнд-художников. Но река Угра -та самая, а место в любом случае - заповедное. Да и по мнению ученых, в настоящее время смело можно говорить о серьезном курганно-поселенческом комплексе археологических объектов, выявленных в ближайших окрестностях деревни. Они датируются с эпохи раннего железного века (1 тыс. лет до н.э.) и до периода позднего средневековья (XIV -XVII в.в.). Этот объект был детально изучен еще в 1930-е, однако из-за слишком активных раскопок, а также бурной хозяйственной деятельности был нарушен исторический микрорельеф: от прежней привлекательности не осталось и следа. Большие ямы, отвалы от них, хаотичная поросль деревьев. Но художники, почувствовали всю историческую мощь и силу места -и частично воссоздали атмосферу, например, одного из этапов существования городища, когда на его площадке находилось святилище -место для совершения религиозных обрядов.
В прошлом году велись исследования в пойме реки Угры еще одного археологического объекта - селища, которое, как оказалось было на месте, где теперь находится одно из уже культовых творений Николая Полисского - Маяка. Дело в том. Что когда практически в поле, внизу обрыва, на берегу реки водружали из металлических конструкций и деревянных прутьев Маяк - в почве были найдены осколки древних глиняных сосудов.
Так или иначе - место у «Архстояния» - не простое, уникальное и историческое. Поэтому, в связи с особой насыщенностью окрестностей деревни Никола-Ленивец объектами археологии, подлежащими особой охране, перед художниками, и в первую очередь, парком - встает неимоверно сложная задача: не просто сохранить исторический природоохранный объект, но и в чем-то даже восстановить, дополнить. Вот с 2006 года команда во главе с Полисским и творила здесь, уединившись от московской суеты за 240 километров. Но вот уже второй год, как команда Полисского не работает над «Архстоянием». Исключением был ВЕЛИКИЙ БОБУР в 2013-м. Иначе и не назовешь - великий и ужасный, навеянный центром Жоржа Помпиду в Париже (его комуникациями, выведенными наружу), «Бобур» - величественно охраняет своими «хоботами» весь парковый ансамбль, и «трубит» о своей революционности тихо и по делу. Вместе с командой Николая ушел размах, сместился и вектор развития: с ландшафтной архитектуры перешли на перформансы, аудио- и видеоинсталляции.
А так - в этом году «Архстояние» заявляет о завершении строительства высотных бельведеров в ландшафтном парке Версаль. «Все, хватит. Наш будет не последним, но завершающим аккордом», - говорят авторы объекта, возведенного строения из бревенчатых блоков «Ленивый Зиккурат» - проектная группа «Поле-дизайн», Владимир Кузьмин и Николай Калошин. Больше территория фестиваля расширяться не будет, все художники работают на ней, внутри того, что уже есть.  Так, главным лейтмотивом этого года - стало «время». Вот, что говорит по этому поводу куратор международной команды Ричард Кастелли: В общественном сознании по очевидным причинам архитектура обычно ассоциируется с понятием пространства, тем не менее, ее не следует лишать временного измерения. Прежде всего, потому что архитектурное творение никогда не является чем-то застывшим, потому что оно разрушается, изменяет свое предназначение, но также и потому что восприятие архитектурных объектов изменяется, так как изменяется общество, которое существует вокруг него. Природа «Архстояния», которое является одновременно и архитектурным событием, и красочным фестивалем - хорошее основание для того, чтобы наблюдать временную составляющую архитектуры».
Кстати, то, что одним из кураторов стал Кастелли и вообще иностранные художники  в этом году правили баллом, - дело вкуса. Но очевидно, что фсетиваль стал больше биеннале, а не площадкой лэнд-арта. Японка Сашико Абе в полной тишине (слышен только моторчик электроножниц) часами резала белые листы формата А4, создавая вокруг себя белую пену и бумажные облака. Она уже мировая звезда - её приезд - удивительное событие. Но, попасть на аудиенцию к бумажной леди - не так просто. Необходимо было отстоять часовую очередь. Вообще, в этом году - чтобы что-то увидеть и даже услышать нужно было запастись неимоверным терпением и временем. Везде очереди. Так, например, чтобы забраться на смотровую площадку «Зиккурата» и послушать музыку Сергея Касича (перформанс «Атональная архитектура») - тоже надо было постоять. В сарае «Функциональное мычание» разместилась зрелищная «Купель» Алефа Вейсмана оптическая инсталляция, имитирующая с помощью зеркал бесконечность. - До неё добраться было еще труднее - очередь, заполнение бумаги, в которой надо было расписаться, что ты не шизофреник, не в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Но результат того стоил! Представьте себе - бесконечность, зачарованная реальность, манящее стекло и вы посреди.
Многих разочаровал такой подход не архитектура и лэнд-арт, не массовые перформансы, не гигантские новые тропы-батуты, а звуки, смыслы. Биеннале и лучшие представители галерейных форматов. Но в этом и был особый смысл. «Архстояние в этом году это, прежде всего, яркое завершение истории высотных бельведеров вввввв ландшафтном парке Версаль, пространство которого наполнится новыми маршрутами и смыслами».
Можно всегда искать плюсы и минусы но поверьте «живые часы», т.е. «Ленивецкие часы» Марка Форманека по среди подсолнухового поля стоили того. Это проект о природе времени. В течение всего фестиваля, более 30-ти часов непрерывно группа цирковых каскадеров собирала деревянные часы, показывающие точное время. Специальная конструкция, к которой крепятся палки, из которых выстраивается реальное время часы и минуты. А сколько на ваших? 18:35, 18:36, 18:37,..  Их видно ото всюду, -давай встретимся в ?часов,?минут а где? Под часами! Зритель, смотрящий на часы видит не только их, но и людей, которые его создают. Люди очень размеренно, каждое движение отлажено и доведено до автоматизма, тратят время на вроде бы бесполезное занятие визуализацию времени. Они на грани провала и срыва. Но все работает точно, по чесам. Говорят, этот же объект немцы делали огромнейшей командой и не так долго. У нас же все слаженно, Угра с подсолнухами помогает и всего несколько человек.  Под конец появилась вместо времени надпись имя девушки анна. Быть может случайно, но кто знает?
А вот «Облачная кухня» - еще один, на первый взгляд, совершенно бесполезный объект. Вы часто наблюдаете за облаками? Когда-то Полисский и компани делали масштабное строение «Место наблюдения за облаками», теперь автор проекта Жан-Люк Бриссон и повар-кулинар Мари-Жози Орденер предложили гостям фестиваля попробовать облака на вкус. Суть проекта сбор рецептов и создание специфических блюд, в составе которых есть облака в форме, например, сахарная вата, ингредиентах кислородный коктейль, или в способе приготовления вот по синему желобу буквально плывут клецки и падают в солнце желтый соус. Все рецепты для повара-француза были из России. Ну и жители деревни Звизжи, давние знакомые и участники «Архстояния» не подвели. Говорят, это именно их идея добавит чеснок в сахарную вату. Не все, что создали художники, было действительно вкусно, но и облака бывают различными: перьевые, грозовые, барашками.
Так или иначе если кто-то хочет шашлыки, баню, мороженое, крики под гитару и водку - всё это есть и во дворе, и в гараже, и у подъезда для этого не надо приезжать на фестивали, а вот лекции о болотах, пение птиц, рассветы и закаты, поклонение деревянным чудикам и радужным листочкам это здесь и сейчас. Можно дождаться следующего года, приехать на фестиваль и все увидеть самим, правда, все уже переменится. Все будет иначе. Не лучше и не хуже, но по-другому. Но точно будут  река Угра и деревня Никола-Ленивец.  
                                                                                                                Ирина Курбанова


V Национальная премия в области веб-контента объявила номинантов
«Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса»
На ВДНХ отметят 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина
«Псковитянка» в Большом театре
ХХII Зимние дипломатические игры
«Гештальт художника или внезапная ретроспектива»
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
На ВДНХ завершаются работы по монтажу катка