Мир искусства определенно привлекательная среда обитания для
многих видов животного царства. Быки и носороги, тигры и
слоны, жуки и олени, гориллы и фламинго уверенно завоевали
пространство визуального искусства. Художники с
доисторических времен изображали зверей; создатели первых
рисунков на стенах пещер положили начало жанру, претерпевшему
множество превращений и изменявшемуся под влиянием глобальных
культурно-исторических процессов, подстраиваясь под вкусы,
появление новых изобразительных средств и технологий. Со
времен пещер Ласко и Альтамиры, «Носорога» Дюрера до
забальзамированной акулы Дэмиена Хёрста и подвешенной лошади
Маурицио Каттелана, животные были источником вдохновения и
метафоры в искусстве. Они проделали огромный путь от объекта
сакрального поклонения и культа, к интерьерной живописи,
сентиментальным картинам в позолоченных рамах, предмету
дизайна, до символа устойчивого развития и борьбы за
сохранение экологии. Подобно насекомым, маскирующимся под
ветки деревьев или принимающим очертания своего врага,
«музейные животные» подстраиваются под нашу реальность,
становясь универсальным языком для описания любых перемен.
Животные и наше отношение к ним по-прежнему являются
предметом серьезной рефлексии. Открытия, сделанные биологами
в новом тысячелетии, изменили не только многие представления
об окружающем мире, но также постепенно меняют наше отношение
к фауне. Животное из объекта преклонения, страха, изучения,
становится объектом защиты. Художники, как и зоологи, изучают
зверей и их повадки, изменчивый вид, а музеи со времен
инсталляции Сальвадора Дали «Дождливое такси» (1938), которую
населяли улитки, задаются вопросом, насколько этично
использовать живых представителей фауны в произведениях,
являющихся, пожалуй, самой радикальной попыткой
распространить определение «реди-мейда» на всю окружающую
действительность. И культурные институции, выбирая между
правами животных и правом художника на свободу самовыражения,
все чаще встают на сторону первых.
Идея единения с природой и страх перед ее начинающимся
разрушением повторяющаяся тема в произведениях сегодня.
Художники представляют свой взгляд на мир, из которого
природа кажется изгнанной, или мир, который возвращается в
дикую природу после глобальных изменений. Фонд культуры
«ЕКАТЕРИНА» не впервые обращается к теме защиты окружающей
среды; коллекция включает в себя множество работ, связанных с
флорой и фауной, создавая своеобразную «музейную популяцию»,
которая мигрирует среди проектов фонда («Движение. Эволюция.
Искусство», «Об акулах и человечестве»), каждый раз
обнаруживая новые черты.
Выставка представляет собой метафорический зверинец, в
котором животные объединены по видовому признаку, а
пространство выставочных залов становится естественной средой
обитания зверей, не менее разнообразной, чем среда обитания
их вдохновителей. Олени, которых мы встречали у Нико
Пиросмани, теперь живут в видео Виктора Алимпиева; Ростан
Тавасиев изобретает бегемотопись, и животные в его
произведениях вырываются за пределы двухмерной плоскости;
Дмитрий Цыкалов создает «охотничьи трофеи» из ящиков, в
которых хранились боеприпасы, а на картинах Ольги Тобрелутс
зарождаются новые гибридные звери.
Проект переосмысляет роль «музейных животных» и включает их в
программу поддержки и сохранения биоразнообразия. Партнером
выставки выступает Московский зоопарк, программа опеки
которого позволяет каждому внести свой вклад в дело
сохранения биоразнообразия нашей планеты. Одно из главных
направлений работы зоопарка создание искусственных популяций
редких и исчезающих видов животных. И в этом смысле участие в
программе опеки уникальная возможность ощутить сопричастность
к сохранению фауны Земли во всем ее разнообразии.
|