|
Станислав Говорухин наконец выпустил в российский кинопрокат
детективную киноленту «Weekend», которая является
своеобразным ремейком французского фильма «Лифт на эшафот»
1957 года. Действие происходит в наш время среди
отечественных реалий. Сотрудник крупной компании Игорь
Лебедев (Максим Матвеев) убивает аудитора, уличившего героя в
финансовых махинациях. Обставить преступление удается как
обыкновенное самоубийство, все улики идеально сокрыты,
однако, чудесным образом герой оказывается в полиции. Его
обвиняют в убийстве двух других людей, которых он никогда не
видел в глаза. Дело в том, что на выходных машину Лебедева
вместе с документами угнал другой преступник.
В конце концов, Игорь Лебедев, обезумевший от постоянных
допросов и других тюремных реалий, соглашается подписать
признание в двух убийствах, которых он не совершал. Ведь все
улики против него... А настоящий убийца разгуливает на
свободе, его самодовольную физиономию мы видим в финальных
кадрах картины.
«Как же это так? Что Вы хотели этим сказать и где
воспитательный фактор?» - подобные вопросы журналисты
задавали Станиславу Сергеевичу Говорухину на прес-конференции
после фильма. Станислав Сергеевич даже с трудом припомнил кто
давал ему деньги на съемки картины... А о самой картине
сказал примерно следующее: «Я просто хотел сделать
увлекательный фильм, во время которого не захочется смотреть
на часы». Что ж, можно с уверенностью сказать, что эта цель
была достигнута. Хотя, поставить себе подобную задачу,
скорее, мог бы недавний выпускник ВГИКа. Для метра
российского кинематографа это по меньшей мере странно...
Если посмотреть шире, можно подумать, что фильм иллюстрирует
законы кармы: совершил преступление - получил наказание,
пусть и не за то, но тем не менее. А что же ждет убийцу
улизнувшего от правосудия на этот раз? Очевидно, возмездие
настигнет и его позже, тем ли иным способом. Кстати, на эту
тему было бы неплохо увидеть продолжение.
Второй нашумевший фильм осеннего кинопроката - «Судья»
режиссера Дэвида Добкина. Здесь с правосудием все еще
сложнее. Хэнк Палмер (Роберт Дауни-младший), сын судьи, в
семнадцатилетнем возрасте становится виновником автомобильной
аварии. По воле собственного отца Хэнк оказывается в
подростковой воспитательной колонии. Освободившись, юноша
берется за ум, и становится одним из самых преуспевающих
адвокатов. Только его клиенты не бедолаги, напортачившие на
дороге, а настоящие преступники, мошенники, к рукам которых
прилипают миллионы. «Невиновным я просто не по карману», - с
гордостью заявляет Хэнк.
А в родном городе Хэнка Палмера ждет сюрприз его отец,
уважаемый судья с огромным стажем теперь сам оказался на
скамье подсудимых, его обвиняют в убийстве. Улик не
достаточно... Виртуозный адвокат, несомненно, оправдал бы и
своего папу, однако тот, будто нарочно хочет попасть за
решетку. На фоне криминальной истории разворачивается
эпическая картина жизни провинциального американского
городка: здесь и проблемы в отношениях между братьями, между
отцами и детьми, женами и мужьями, тут и бывшие любовницы, и
непонятно чьи дочки.. Здесь есть домашний кинотеатр в подвале
дома и пленка, романтично шуршащая в старинном аппарате. В
общем, все очень стильно и винтажно. Только вот фильм
невероятно длинный и затянутый, он идет 142 минуты. За это
время успеваешь взглянуть на часы ни один раз... Тут Дэвду
Добкину явно следовало бы поучиться у Станислава Сергеевича
Говорухина делать увлекательный экшн удерживать внимание
зрителя.
Когда сморишь «Судью» временами создается впечатление, что
все затевалось только ради того, чтобы режиссер и оператор,
а заодно и зритель, полюбовались Робертом Дауни-младшим: как
он посмотрел, как он повернулся, в профиль или в фас, как
прорисовывает его черты искусственный или натуральный свет...
Это, конечно, невероятно интересно... Интересно и то, как зал
судебных заседаний превращается в кабинет психотерапевта, где
отец и сын выясняют свои отношения на глазах всего города.
В финале картины великовозрастный сынок, наконец, дожидается
похвалы от своего папаши, больного раком, и уже страдающего
галлюцинациями и провалами в памяти. Но ведь лучше поздно,
чем никогда. «Лучший юрист ты», - заявляет отец-судья своему
сыну адвокату, и через минуту испускает дух. И что же теперь
будет делать Хэнк Палмер, окрыленный похвалой родителя?
Наверно, продолжит свое нелегкое дело - будет и дальше
помогать мошенникам обходить закон...
Фильм «Weekend» оставляет зрителя в явном недоумении и
возмущении. «Судья», сделанный как психологическая семейная
драма смотрится более мягко, и завершается как будто бы даже
светло и позитивно. Однако, по большому счету оба фильма
заставляют ужаснуться, и еще раз задуматься о довольно
серьезных вещах например, о том насколько относительна
справедливость правосудия, даже при большом желании его
блюстителей следовать букве закона, о том что такое
профессионализм, о том что такое совесть...
Анна Юферева
|